Техника - молодёжи 2001-07, страница 30

Техника - молодёжи 2001-07, страница 30

микроорганизмы опознали, к какому именно виду относится данное растение.

Затем микроб тут же включает соответствующую систему генов, которая до этого бездействовала. А она, в свою очередь, начинает вырабатывать специальные вещества, которые заставляют растения перестроить свою генетическую программу, сделать ее более удобной для взаимодействия с данным видом микроорганизмов.

Что это дает нам с вами?

Можно избавить почву от фитопатоге-нов — вредителей, которые в ней находятся. Обычно бациллы как бы спят и таким образом пережидают зиму или иные неблагоприятные условия. Получив же сигнал от растения, они тут же набрасывается на него.

«Зная «микробный язык», можно заранее спровоцировать прорастание фито-патогена, — полагает Тихонович — Мы подаем сигнал атаки, не высаживая растение. Как только бацилла перейдет в активное состояние, микрофлора, находящаяся в округе, тут же набросится на обманутый фитопатоген и прикончит его, поскольку ему некуда спрятаться — растения-то поблизости нет»

Таким образом ученые надеются в будущем избавить наших «зеленых братьев» от многих болезней, не прибегая к ядохимикатам.

Растения-реакторы

Есть и еще одна польза от умения общаться с флорой на понятном ей языке.

Как известно, человечество издавна использовало растения как источник получения лекарственных препаратов И по сию пору примерно четверть всех лекарств, применяемых современной фармакологией, имеют растительную основу. Вспомните хотя бы аспирин, начало которому сто лет назад положила ацетилсалициловая кислота, полученная впервые из ивовой коры, или последние противораковые препараты, в приготовлении которых использованы соединения, содержащиеся в можжевельнике.

Правда, ныне растительные экстракты обычно заменяют их синтетическими аналогами, стараясь усилить те или иные полезные свойства. Однако всегда ли синтетика лучше натурального продукта? У нас достаточно много примеров, чтобы в том усомниться. Поэтому в настоящее время исследователи и стараются, когда возможно, вернуться назад, к природе. Причем на качественно новом уровне.

Вот что рассказывает о своих исследованиях Илья Раскин, бывший московский школьник, ставший ныне американским профессором, специалистом в области фитопалотологии растений.

«Растения — очень умелые химики. Когда им нужно, они в состоянии синтезировать сколь угодно сложное соединение, причем для этого им вовсе не требуется химический комбинат, изрядно загрязняющий окружающую среду. Так что, чтобы получить нужный нам продукт, необходимо лишь подать растению кодированный сигнал на понятном ему языке, чтобы оно приступило к синтезу...».

Профессору и его коллегам в ряде случаев уже удалось выяснить код подобных сигналов. И теперь, вместо того чтобы глотать таблетки, достаточно съесть модифицированный помидор или морковку.

Кроме того, рациональные рафинированные раздражители, созданные в лаборатории, позволяют получать растения со стандартизированным набором лекарственных свойств. А то ведь ромашка, сорванная после дождя, может по своим свойствам заметно отличаться от себя самой, сорванной в сухую погоду.

Листья вместо таблеток?

Интересное открытие, имеющее прямое отношение к теме нашего разговора, сделали в конце прошлого года британские специалисты. Иммунолог Джон Морроу с группой коллег из больницы Святого Варфоломея, продолжая исследования веществ, которые являются безвредными стимуляторами иммунной системы, пришел к выводу, что отличным средством против болезнетворных

вирусов могут стать... помидоры!

Как оказалось, в листьях томатов содержится соединение томатин, которое как бы встряхивает иммунную систему, заставляет ее более активно реагировать на введение в организм вакцин и тем самым способствует повышению сопротивляемости человека различным болезням.

«Пока науке известно лишь два таких усиливающих вещества, — сказал Морроу. — Однако одно из них представляет собой синтетическое соединение, обладающие побочными эффектами. А вот второе — томатин — является природным комплексом, его легко получать и применять».

Правда, пока исследователям еще не до конца ясен механизм воздействия то-матина. Но это их не обескураживает. «Ведь пользуется же человечество около ста лет аспирином, хотя никто толком не знает, как именно он действует», — говорят ученые.

Тем более что уже в настоящее время стало понятно: томатин создает вокруг бактерии своеобразную оболочку, как бы надевает на нее красную футболку. И такая «майка» является хорошим раздражителем для Т-клеток иммунной системы, которые бросаются на нее, словно разъяренные быки.

Единственный обнаруженный на сегодня недостаток нового стимулятора — его действенность пока проверена лишь на лабораторных мышах. И до клинического испытания томатина может пройти еще лет пять...

От химического оружия до лекарств — вот, оказывается, сколь велик набор соединений, которыми пользуются растения. Тем же набором сможем воспользоваться и мы, если будем поддерживать добрососедские отношения с представителями флоры. Ведь «человек — будь он трижды гением — остается мыслящими растением», — сказал некогда С.Я. Маршак. И нам остается лишь согласиться с догадкой поэта. ■

ПОТЕПЛЕНЬЕМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ

Насколько тонки межвидовые связи в природе и как сильно они зависят от климата, показывает недавнее исследование ученых из Нидерландского экологического института, чьи результаты опубликовал специальный журнал «Слушания Королевского общества» («Proceedings of the Royal Society»).

Марсель Виссер и его коллеги заметили, что зимняя моль (Operophtera brumata) ныне живет впроголодь. Ее излюбленная пища, свежераспустив-шийся дубовый лист, с некоторых пор «подается на стол» не вовремя. И виной тому — нынешнее глобальное потепление.

Гусеницам зимней моли важно точно знать, когда выползать на свет. «Вылупятся» слишком рано — не найдут пи

щи, так как дубовые листочки еще не проклюнулись, появятся поздно — листья станут слишком жесткими для их нежного пищеварения. Как показало исследование голландских ученых, прежде тонко настроенный механизм, похоже, изрядно разболтался.

За последние 25 лет вёсны стали теплее, а вот число холодных дней зимой осталось прежним. В качестве таймера для «запуска» своих жизненных циклов зимняя моль и дуб используют различную температуру, в результате былой синхронизм нарушился: когда гусеницы моли выползают на ветки дубов, те еще голые. В худшем случае, первые гусеницы моли появляются более чем на три недели раньше, чем первые дубовые листья Для гусениц это убийственная ситуация, ведь

без пищи они способны прожить не более 2-3 дней.

Вряд ли трудности моли найдут сочувствие у большинства населения. Но от ее участи зависят и более симпатичные существа. Сокращаются популяции моли — скудеет «стол» насекомоядных птиц, таких, например, как синицы. А это, в свою очередь, обедняет рацион ястреба-перепелятника и ласки.

Влияние погодных условий на чувствительные экологические связи все более заметно. Разумеется, климат и прежде менялся на Земле, но, полагают ученые все же не так быстро. Сегодня же эволюционная изменчивость попросту не поспевает за климатической... ■ По материалам журнала «Bild der Wissenschaft»

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 2 0 0 1

28