Техника - молодёжи 2001-08, страница 25

Техника - молодёжи 2001-08, страница 25

часть сферического корпуса, с противоположной стороны — нижняя и опора-блок. Как позже показали испытания, «осу» не заливало при волнении 5 — 6 баллов, а при четырех — качка не превышала 4 — 6°. Определили состав научного оборудования, отсюда получили размеры прочного корпуса.

Макетированием занимались в обустроенном подвале арбатского дома под руководством Ф.Г. Дмитровой. С ней я был знаком со школы, после которой пошел в военно-морское училище, а она — в Московский авиационный институт. Мало кто знал, что Фаня — родная дочь Ван Мина, возглавлявшего компартию Китая до Мао Цзедуна, и приемная — генерального секретаря Болгарской компартии Георгия Димитрова.

В 1968 г. руководство ИОАН добилось решения президиума АН СССР образовать в СКБ Института земного магнетизма и радиации (ИЗМИРАН) отдел подводной техники со штатом из 20 человек. Возглавить его довелось мне. Мы работали над эскизным проектом измененного, двухместного, аппарата ОСА-2-600, а остальные 60 сотрудников СКБ — в «Центравтоматике» по прежней программе. По аналогии с известным телефильмом, мы окрестили сложившуюся ситуацию «Операция Трест»...

И вот эскизный проект готов, нужны средства на приобретение оборудования для изготовления узлов, механизмов и крыльчатых движителей, а засомневавшееся в успехе нашего дела руководство ИОАН и ИЗМИРАН не спешит выделить их. Не помогло и появившееся в конце 1969 г решение Госкомитета по науке и технике Совета министров СССР создать при ИОАН отдел подводной техники — финансов от этого больше не стало.

Пришлось обратиться к заместителю министра рыбного хозяйства С.А. Студенецкому, с которым я был знаком с 1961 г. по работе в «АтлантНИРО». Он согласился

Гидронавты у аппарата, на борту «Ивана Федорова»: слева направо — Моргунов, Нечипоренко, Большое, Львов, Громов, Дохно, Дмитриев, Сымон, Киселев, Токовенко. Балтика, 1976 г. ►

Плавучий испытательный стенд спускается в море. ▼

устроить в своем ведомстве организацию, которая занималась бы подводными исследовательскими аппаратами, в том числе «осой». В результате в 1970 г. в Москве появилось отделение ленинградского Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «Гипрорыбфлот», в чем есть несомненная заслуга министра рыбного хозяйства А.А. Ишкова и его заместителей В.М. Ка-менцева и Н.К. Упорова. В следующем году нашу программу одобрили, обеспечили финансирование, отделению предоставили опять же арбатские подвальные помещения площадью 3500 м2, где можно было разместить 200 сотрудников и наладить опытное производство и испытательный отдел со стендами. Минрыбхоз предпочел аппарат ОСА-3-600.

По нашему техническому заданию на Адмиралтейском заводе в Ленинграде сконструировали и сделали два сферических стальных прочных корпуса диаметром 2200 мм для ОСА-2-600 и так же два, диаметром 2300 мм, для ОСА-3-600. Очень помог нам главный инженер завода, мой однокурсник по училищу В.В. Пэдурэ.

На арендованной у Моссовета площадке в 0,55 га, на берегу Сетуни у Мосфильмовской улицы, построили гаражи, цеха, помещение для стапеля, получили двухосные плавающие автомобили БАВ (ЗИС-485) грузоподъемностью 3,5 т, катера, передвижные мастерские и электростанции. Здесь опробовали системы

управления, навигации, наблюдения, связи, поворотные телекамеры, гидролокаторы, блоки научной аппаратуры.

Но тут возникла очередная неприятность: у отделения не было расчетного счета. Значит, его следовало преобразовать в самостоятельное предприятие, но для этого требовалось распоряжение Совета министров. Мы воспользовались нашими производственными площадями в пяти районах Москвы, пустили в ход уговоры, подарки, услуги, присущее нам обаяние — и добились желаемого. Правда, нам не переставали досаждать: представители района, народного контроля, пожарной и санитарной служб, газета «Московская правда» настаивали на ликвидации отделения, мотивируя это тем, что в столице нет моря, что созданы мы без разрешения и что не дело Минрыбхоза заниматься подводной техникой... Отбились.

...Продувки моделей в аэродинамической трубе и буксировки в опытовом бассейне позволили уточнить характеристики при горизонтальном и вертикальном перемещениях в разных условиях Проверили системы управления с датчиками положения аппарата в пространстве и крыльчатые движители. Испытали навигационную аппаратуру с вычислителем, который непрерывно определял место «осы» относительно стран света и показывал его на автопланшете с координатной сеткой вместе с судном-базой и объектом исследования и обеспечивал возвращение.

В систему наблюдения и связи входили подводное телевидение кругового обзора с перископами, гидролокатор с дальностью действия 600 м и разрешающей способностью 1 м с отражением информации на индикаторе и самописце, эхоглубиномер, эхолокатор, определяющий расстояние до грунта и подводных преград с точностью до 10 см. От них сигналы поступали в автономное устройство, останавливавшее «осу» на заданном расстоянии от этих препятствий.

Стабилизированные аппараты испытывали в 1971 г. на автомобилях-амфибиях БАВ на Белом озере в Рязанской области с на редкость прозрачной водой и глубинами до 70 — 80 м. На таком же плавающем стенде проверяли и другие приборы и механизмы или их модели.

Окончание на с 30