Техника - молодёжи 2001-08, страница 28

Техника - молодёжи 2001-08, страница 28

из фондов «

артиллерииского музея»

11Л

из

I w lw

И орудия зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, покатившие ее на прежнее место».Так описывал Л.Н. Толстой — кстати, сам офицер-артиллерист, один из эпизодов сражения 4(16) ноября 1805 г. под Шенграбеном. Почему же расчетам приходилось после каждого выстрела возвращать пушки на место?

При стрельбе пороховые газы, действуя на снаряд и разгоняя его, оказывают давление и на стенки ствола, и на его казенную часть, перемещая орудие назад силой отдачи. Чем мощнее заряд, тем последняя сильнее, из-за этого увеличивали толщину ствола и упрочняли лафеты, орудия становились тяжелыми, малоподвижными в походе и неповоротливыми на огневой позиции. Применение упругих лафетов и

ховых газов через горловину в казеннике, компенсировала силу отдачи.

Сам Дмитрий Павлович окончил Московскую практическую академию коммерческих наук и в 1904 г., по совету «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского, основал на свои средства аэродинамическую лабораторию — впоследствии Центральный аэродинамический институт. Его работы по аэро- и газодинамике получили широкую

в 1923 г. опубликовал статью в специализированном журнале и на этом работы над ней прекратил. Современники утверждали, что изобретатель не хотел создавать это оружие в стране, превратившейся из союзника России в Первой мировой войне в ее потенциального противника. В 1935 г. Рябушинский стал членом-корреспонден-том французской Академии наук. Скончался Дмитрий Павлович в 1962 г.

«СОВЕРШАЕТСЯ ОШИБКА.

дульных тормозов не решило проблемы. Так можно ли вообще получить артсисте-му, не испытывающую отдачи?

Впервые это предложили и проверили еще в 70-е гг. XIX в. англичане, представив на испытания орудие, стрелявшее в сторону противника обычным снарядом, а в противоположную — фиктивным, рассыпающимся при вылете из ствола. В 1911 г. капитан 2-го ранга флота США К.Девис на основе опытов британцев создал безоткатные пушки калибром 40, 57 и 76 мм. Это были открытые трубы длиной 3000 мм, имевшие в середине разъем для заряжания. Передние части выполнили нарезными, задние гладкостен-ными. Патроны состояли из снаряда, порохового заряда и металлической пробки того же веса, что и снаряд При выстреле пробка вылетала назад, чем теоретически и достигалась безоткатность. Однако американские пушки вышли громоздкими, очень длинными, имели малую скорострельность и были опасны для расчетов из-за тех самых пробок и истекающих назад газов.

Позиционный характер Первой мировой войны потребовал создания небольших штурмовых орудий и пушек для сопровождения пехоты. В 1916 г. на Главном артиллерийском полигоне испытывали 37-мм пушки М.Розенберга, 76-мм штурмовое орудие и 37-мм американскую пушку Мак-лена, а также обычные бомбометы и 3,5-дюймовый газореактивный. Тогда же инженер Д.П. Рябушинский (1882 — 1962) предложил оригинальное легкое штурмовое орудие с выпуском пороховых газов через казенную часть, но без фиктивного снаряда. «Пытаясь облегчить орудие за счет снижения массы противооткатных устройств, лафета и колес и заодно заставить бороться с откатом сами пороховые газы», Рябушинский в 1916 г. создал 70-мм пушку, напоминающую открытую трубу на треноге. При выстреле в канапе ствола создавалось давление, придававшее снаряду начальную скорость, а реактивная сила, образующаяся при истечении части поро-

известность. В орудии Рябушинский применил ненагруженный ствол с толщиной стенок 2,5 мм и весом всего 7 кг, заряжавшийся с дульной части унитарным выстрелом, состоявшим из капиберного снаряда массой 3 кг и гильзы, выполненной из сгорающей ткани с деревянным либо цинковым поддоном. Испытания показали приемлемую дальность стрельбы в 320 м — что и нужно для поражения живой силы противника в траншеях. На заседании Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления 26 октября 1916 г. обсудили их результаты, чертежи и пояснительную записку к ним и решили устроить дополнительные испытания на Главном артиллерийском полигоне под Петроградом. Они начались в июне 1917 г. под руководством начальника полигона, видного ученого-артиллериста генерал-лейтенанта В. М. Трофимова и при участии полковника Е.А. Беркалова. Однако внутриполитические события в стране не позволили завершить испытания и доработать опытные образцы. В 1918 г. Рябушинский продолжил теоретические исследования и расчеты безоткатной пушки с наличием инертной массы, реактивного снаряда и горловины в виде сопла Лавапя. Изыскания подтвердили, что выбранный профиль сопла обеспечит увеличение скорости потока газов по сравнению с их истечением из непрофилированного отверстия в казеннике, что позволяло улучшить баллистические характеристики орудия.

Дело в том, что, выходя из камеры сгорания через сравнительно узкое сопло Лаваля, пороховые газы приобретали бы большую скорость. А чем она выше, тем значительнее сила тяги, направленная по оси канала ствола. Таким образом, можно было увеличить начальную скорость снаряда. Разработанное и испытанное 70-мм орудие с соплом Лаваля автор назвал «реактивной пушкой».

Эмигрировав в 1922 г. во Францию, Рябушинский стал доктором физико-математических наук Парижского университета, об исследованиях «реактивной пушки»

На схеме продольного сечения ствола безоткатного орудия цифрами обозначены: 1 — снаряд; 2 — гильза унитарного патрона; 3 — затвор; 4 — сопло; 5 — диск, закрывающий сопло; 6 — казенник; 7 — ударный механизм; 8 — труба ствола.

Его орудие стало прямым предшественником динамореактивных, а потом и безоткатных артсистем, в которых безоткатность обеспечивается сверхзвуковым потоком пороховых газов, выбрасываемых через сопло Лаваля. Во Вторую мировую войну немецкие инженеры на этом принципе разработали ручной противотанковый надкалиберный гранатомет «Панцер-фауст», а американцы — аналогичную по назначению «Базуку».

После отъезда Рябушинского сотрудники аэродинамического института в Кучино продолжили труды над реактивными пушками, проектировали и другие их варианты для стрелковых частей Красной Армии, что получило положительное заключение у специалистов Комиссии особых артиллерийских опытов. А по приказу Реввоенсовета в 1924 г. образовали Особую комиссию для разработки 76-мм динамореактивных пушек. К этому делу привлекли известных конструкторов и ученых М.Розенберга, В.Рдултовского, В.Слухоцкого, председателем же назначили члена Артиллерийского комитета ГАУ Е. Беркалова.

Безоткатными системами занимались и другие научно-исследовательские и производственные организации, например, Газодинамическая лаборатория Б.Петропавловского и Комиссия особых артиллерийских опытов. Еще в 1923 г. профессор С.Г. Петрович опубликовал оригинальный труд «О наивыгоднейшей форме горловины пушки ГД». Первые теоретические обоснования газодинамических пушек в том же году привел В.М. Трофимов в статье «Теория отдельной камеры сгорания». В работе «Теория орудий Г-Да» он дал основные зависимости — для горения пороха в каморе с учетом расхода газов через

ТЕХНИКА-МОЛ О ДЕЖИ 8' 2 0 0 1