Техника - молодёжи 2001-08, страница 36

Техника - молодёжи 2001-08, страница 36

Вначале 1960-х гг. Военно-морской флот СССР для защиты интересов Родины вышел в океан. Для обеспечения безопасности его повседневной боевой подготовки требовались сведения по дислокации военно-морских сил «вероятного противника» и данные прикладных наук об океане, а также технические средства гидрографического и аварийно-спасательного обеспечения. Академические институты крайне нуждались в практической проверке теоретических исследований в области фундаментальных наук об океане. Народному хозяйству требовалось все больше морепродуктов, запасы которых в результате интенсивного отлова переместились на большие глубины океана, следовательно, нужны были новые способы и орудия глубоководного лова. Для увеличения добычи полезных ископаемых появилась необходимость разведать их залежи на океанском дне и под ним, что в перспективе должно было повлиять на ожидаемый политический раздел океана.

ВЕХИ

океана осознавал лишь узкий круг специалистов в области подводного кораблестроения, океанологии, гидрографии, рыбного хозяйства и аварийно-спасательного дела.

«НАУКА» СТАВИТ ВОПРОС. Летом 1961 г судьба свела двух молодых инженеров-механиков ЦКБ-18 — меня и И.Н. Сахапова — с учеными-океано-графами Л.А. Зенкевичем и Н.А Скря-гиным. Они зажгли нас идеей освоения глубин океана и предложили разработать силами специалистов ЦКБ-18 проект научно-исследовательского глубоководного судна, подобного подводной лодке «Северянка», которое обеспечивало бы проведение работ как в толще воды, так и на дне океана, с охватом максимально возможной его площади.

У руководства бюро эта идея поддержки не нашла в силу занятости более важными задачами Однако комитет комсомола совет молодых специалистов и совет НТО поддержали инициативу молодых инженеров, и в общественном КБ, которым руководил главный конструктор подводных лодок А.С. Кассациер, была создана бригада по разработке проекта, получившего наименование «Наука»; меня избрали

ва), забортные устройства системы автоматического управления или телевизионные камеры, забортные механизмы системы воздуха высокого давления или системы гидравлики, устройства аварийного всплытия или системы жизнеобеспечения экипажа. И уйти от перечисленных проблем не было возможности из-за большого забортного давления

Решить все возникшие при проектировании проблемы силами специалистов бюро не представлялось возможным Консультации с представителями НИИ отрасли показали, что необходимо провести научно-исследова-тельские и опытно-конструкторские работы в большом объеме.

Разработка проекта была завершена к концу 1962-го. 22 марта 1963 г он был рассмотрен общественной кораблестроительной секцией ЦКБ-18, принявшей решение «одобрить проект глубоководного судна «Наука» и рекомендовать руководству бюро представить проект на рассмотрение в Госкомитет по судостроению а также включить в план бюро дальнейшую его разработку».

10 мая 1963 г. проект рассмотрели на заседании бюро секции подводных исследований Океанографической

Евгений ШАНИХИН, начальник отдела истории проектирования СПМБМ «Малахит»

ГЛУБОКОВОДНОЙ

■■■■В Я ДН1| Л \jrrn Я комиссии АН СССР, куда входил

ТЕМАТИКИ

Эти причины побуждали наше Отечество незамедлительно обратить свой взор в океанские глубины и приложить усилия к их изучению и освоению. И нужно было спешить: наиболее развитые капиталистические страны не жалели сил и денег для создания глубоководных технических средств освоения океана. США и Франция уже имели обитаемые батискафы и глубоководные аппараты (ГА) для исследования океана вплоть до его предельных глубин.

В это время Советский Союз из подводных технических средств освоения океана располагал лишь переоборудованной дизельной подводной лодкой «Северянка» с глубиной погружения 100 м, привязным гидростатом «Север-1» (600 м) и буксируемым подводным аппаратом «Атлант-1» (100 м).

В 1963 г. в США приняли Национальную программу океанографических исследований, включавшую 10-летний план ВМС, который предусматривал, в частности, создание обитаемых исследовательских глубоководных технических средств для глубин до 6000 м. В Советском Союзе такой развернутой государственной программы еще не было, и необходимость создания подводных технических средств освоения

ее руководителем. В бригаду вошли около 20 молодых и инициативных конструкторов различных специализаций, многие из которых позднее возглавили создание подводных кораблей разных классов.

Мы поставили перед собой фантастическую по тем временам задачу — создать исследовательскую подводную лодку с глубиной погружения 4000 — 5000 м для проведения длительных научно-исследовательских работ в районах, удаленных от мест базирования. Предстояло спроектировать новое подводное судно, не имевшее отечественных аналогов. А заимствовать из опыта подводного кораблестроения можно было лишь общие принципы проектирования Мы не представляли всей сложности технических проблем, подлежащих решению при разработке. В проект приходилось закладывать принципиально новые для отечественного судостроения технические решения и методы расчетов. Практически все системы и устройства нужно было разрабатывать заново!

Специалисты утверждали: сделать можно но ничего готового нет, будь то иллюминаторы или кабельные вводы в основной корпус, станция звукопод-водной связи или забортные светильники, гидролокатор или «механические руки» (манипуляторные устройст

куда входил контр-адмирал М.А. Рудницкий. Было принято постановление «одобрить инициативу общественного конструкторского бюро и отметить, что проект выполнен на хорошем кораблестроительном уровне и содержит оригинальные решения». Океанографической комиссии поручили определить круг научных организаций, заинтересованных в строительстве судна с глубиной погружения 5000 м, и наметить перечень необходимых для этого судна научных приборов.

6 июня 1963 г. проект был рассмотрен на заседании Научно-технического совета Госкомитета по судостроению. Вырисовывалась «веселенькая» перспектива. Академики, рыбаки и флотоводцы настоятельно требуют привлечь отрасль к созданию средств освоения океанских глубин. Но отрасль «не резиновая», с существующим планом еле справляется, а резкое увеличение глубины погружения новых подводных судов потребует ее перестройки, да и не только ее, еще многих других отраслей отечественной промышленности. И пока в нашем плановом хозяйстве удастся раскрутить весь этот маховик индустрии, пройдет не одна пятилетка Да и заказы будут мелкосерийные и малой трудоемкости, а потребуют новых разработок — от корпуса до последней гайки, и выбить эти поставки при существующей сроковой дисциплине будет непросто. Хлопотное и неблагодарное дело, а начинать надо!

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 8 2 0 0 1

34