Техника - молодёжи 2001-08, страница 39

Техника - молодёжи 2001-08, страница 39

учно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м и «Поиск-6» (проект 1906) — на глубинах океанского ложа до 6000 м.

В это же время под руководством главного конструктора З.А. Дерибина производственными отделами бюро была закончена проработка полученного от «Гипрорыбфлота» эскизного проекта ГА «Север-2», и бюро получило от Минрыбхоза заказ на его дальнейшее проектирование

Проработки материалов эскизного проекта показали, что необходимо увеличить вес судна по ряду статей весовой нагрузки и включить в нее необходимые запасы на проектирование и строительство В результате значительно изменились ожидаемые основные эксплуатационно-технические характеристики ГА. Его водоизмещение выросло с 16 до 30 м3, увеличились

Глубоководный аппарат «Поиск-2». Водоизмещение — 64,9 т; длина — 16,33 м; ширина — 2,52 м; высота — 5,1 м; глубина погружения — 2000 м; скорость —3,0 уз.; автономность по запасам электроэнергии — 8 ч; по средствам жизнеобеспечения — 72 ч; экипаж — 3 чел.

Цифрами обозначены: 1 — гребной винт вертикального перемещения; 2 — рабочие места командира и помощника по электромеханической части; 3 — органы управления манипулятором; 4 — антенна звукоподводной связи; 5 — подруливающее устройство; 6 — зрительная труба; 7 — лоток и манипулятор; 8 — магнитометр; 9 — уравнительная цистерна; Ю — аккумуляторная батарея; 11 — блок гидронасосов.

спективного проектирования бюро совместно с институтами ВМФ и АН СССР приступил к поисковым проработкам научно-исследовательских и боевых глубоководных лодок с ядерной энергетикой.

А в начале 1966 г Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (ЛПМБ «Рубин») — так стало именоваться ЦКБ-18 — получило на согласование от ВМФ проекты тактико-техни-ческих заданий на разработку обитаемых самоходных ГА «Поиск-2» (проект 1832) для проведения поисковых и на

главные размеры, несколько сократились полная подводная скорость и время работы под водой.

В конце 1966 г. руководство бюро решило передать заказы «второго сорта» — технику для освоения океана — другому, вновь назначенному главному конструктору Ю.К. Сапожко-ву — талантливому инженеру-кораб-лестроителю и великолепному организатору производства, прошедшему школу проектирования и обеспечения строительства подводных лодок у опытнейших главных конструктов бюро А.А. Антипина, А.С. Кассациера и С.Н. Ковалева.

Юрия Константиновича Сапожкова отличали обширная эрудиция, выдержка в общении с руководством и такт в работе с подчиненными. Ему были присущи огромная работоспособность и удивительное умение предвидеть грядущие трудности и изобретательно преодолевать их. Именно эти качества и позволили ему в короткие сроки собрать группу единомышленников и возглавить работы бюро по глубоководной тематике

Проектами тактико-технических заданий, выданных ВМФ еще в 1966 г., предусматривалось создание двух глубоководных комплексов освоения океана, каждый из которых состоял из судна-носителя и ГА. При этом один

ШТОРМОВАЯ «ВОЛНА» И «МАЛАХИТОВЫЕ» ШТИЛИ. Минсудпром в середине 1970 г. в одностороннем порядке, без согласования с заказчиками решил объединить все работы по проектированию обитаемых подводных технических средств освоения океана «под одной крышей». Выбор пал на ЦПБ «Волна», портфель заказов которого в это время оказался недогруженным.

Этому «мудрому» решению не было бы цены, случись оно на пять лет раньше! А в 1970 г это стало крупным просчетом министерства. Решение, принятое «келейно», без согласования с главными конструкторами проектов оборачивалось для глубоководной тематики срывом установленных сроков проектирования и сдачи заказов и значительным их удорожанием.

Если «Рубин» уже освоил специфику и приобрел опыт в разработке, обеспечении строительства и испытаний обитаемых глубоководных технических средств, располагая подготовленными специалистами и опытной базой, то «Волна» ни физически, ни технически не была подготовлена к выполнению новых работ Но ввиду недогрузки руководство ЦПБ «Волна» вынуждено было подчиниться.

Руководство СКБ «Судопроект», поддержанное наблюдением ВМФ,

портироваться в оперативный район на комингс-площадке «Поиска-300» с их расстыковкой и стыковкой в подводном положении на малых ходах и поэтому не зависел от гидрометеорологических условий в оперативном районе, а малое водоизмещение ГА обеспечивало возможность выполнять подводно-технические работы на грунте.

Работы по теме завершились в июне 1965 г., и их результаты использовались институтами ВМФ в разработке тактико-технических заданий на проектирование глубоководных автономных обитаемых технических средств освоения океана в интересах ВМФ

Уже в сентябре было оформлено постановление Правительства о мерах направленных на создание новых образцов подводной техники освоения океана в интересах ВМФ и народного хозяйства по которому сектор пер-

комплекс — для глубин до 2000 м с ГА «Поиск-2», а другой — для глубин до 6000 м с ГА «Поиск-6» должны были выполнять за одно погружение ГА большой объем специальных работ: измерять температуру и электропроводность водной среды пульсацию ее температур и скорость потоков, гам-ма-активность, величину гравитационного поля, определять направления и скорости течений в придонном слое, скорость распространения звука, рельеф и микроструктуру грунта; производить допоиск и обнаружение подводных объектов в ограниченном районе, визуально обследовать и фотографировать подводные объекты, обозначать их гидроакустическими маяками, доставлять на грунт и поднимать на поверхность грузы массой до 400 кг, выполнять манипуляторным устройством подводно-технические работы.

Отличие «Поисков» проектов 1832 и 1906 от «Севе-ра-2» проекта 1825 состояло не

только в их назначении, но и в большей величине «полезной нагрузки*, а следовательно, и в большем объеме получаемой за одно погружение научно-исследовательской информации и выполняемых под-водно-техничес-ких работ.

ТЕХНИКА-МО Л ОДЕЖ И 8 2 0 0 1

37