Техника - молодёжи 2001-11, страница 44

Техника - молодёжи 2001-11, страница 44

НАШ АНОНС

К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ КРАСНОЙ АРМИИ под Москвой Издательский дом «Техника — молодежи» выпустил вторую книгу Дмитрия ХАЗАНОВА «Неизвестная битва в небе Москвы 1941 — 1942 гг. (Контрнаступление советских войск)». На основе российских и немецких архивных документов автор показывает действия авиации и войск ПВО обеих сторон в период с декабря 1941 г. по февраль 1942-го. Книга содержит малоизвестные подробности исторического сражения, она богато иллюстрирована фотографиями военных лет, многие из которых ранее не публиковались.

В настоящее время Д.Б. Хазанов работает над третьей, завершающей, частью монографии, где будут освещены события, развернувшиеся в небе Москвы и ее окрестностей, начиная с весны 1942 г., а также рассказано о Вяземской воздушно-десантной операции — крупнейшей на советско-германском фронте минувшей войны.

Книга «Неизвестная битва в небе Москвы 1941 — 1942 гг. (Контрнаступление советских войск)» в ближайшие дни поступит в продажу. Отрывок из нее предлагаем вниманию наших читателей. Заказать книгу можно по тел.: (095) 285-2018.

КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК

под Москвой началось без существенной подготовки как развитие ряда контрударов. В ходе оборонительного сражения для Красной Армии объективно сложились благоприятные условия, и их постарались использовать. Конкретные задачи наступления определились, когда стало ясно, что гитлеровские войска окончательно выдохлись.

Г.К. Жуков, в то время командовавший Западным фронтом, вспоминал: «29 ноября я позвонил Верховному Главнокомандующему и, доложив обстановку, просил его дать приказ о начале контрнаступления.

И.В. Сталин внимательно слушал, а затем спросил:

— А вы уверены, что противник подошел к кризисному состоянию и не имеет возможности ввести в дело какую-нибудь новую крупную группировку?

— Противник истощен. Но, если мы сейчас не ликвидируем опасные вражеские вклинения, немцы смогут подкрепить свои войска в районе Москвы крупными резервами...».

Сделать такое заключение позволили Георгию Константиновичу данные разведки, в том числе воздушной. Здесь отличились экипажи самолетов Пе-3. Например, авиаторы 95-го иап, возглавляемые майором А.В. Жатьковым, вначале оборудовали самолеты обычными фотоаппаратами, а затем спаренными АФА-Б2. С октября 1941 г. по февраль 1942-го летчики полка представили 275 развед-донесений с фотопланшетами Ставке ВГК и 75 — штабу 6-го иак. Одновременно экипажи Пе-3 участвовали в штурмовке вражеских войск и в боях с «мес-сершмиттами».

1 декабря 1941 г. Сталин утвердил план контрнаступления, представленный Жуковым. Даже после получения подкреплений Западный фронт не имел превосходства над противником в танках, артиллерии и живой силе. Однако

наши соединения обладали такими важными преимуществами, как исправность техники и ее готовность к работе в условиях зимы. Близость складов и малая протяженность главных коммуникаций позволили оперативно восполнять потери вооружения. Уступая неприятелю в количестве автомобилей и транспортных самолетов, советские войска в начале зимы оказались более мобильными за счет использования развитом сети железных дорог восточнее Москвы и гужевого транспорта. Красная Армия получила несравнимо большие подкрепления, чем немцы, во всех видах вооружений.

За ноябрь 1941 г. авиационная группировка люфтваффе на Востоке не пополнилась ни одной свежей авиагруппой, в то время как советское командование перебросило с Дальнего Востока, из Забайкалья и Закавказья 12 новых авиадивизий, из которых значительная часть прибыла в полосы Западного и Калининского фронтов. Советский Союз мобилизовал все свои ресурсы, а в Германии царила обстановка благодушия, боль

шинство немцев ожидали скорого конца войны против СССР.

Немецкие источники подчеркивают неожиданность советского контрнаступления. К тому времени армии и танковые группы, подчиненные фон Боку, были вынуждены прекратить наступательные действия, но еще не успели занять выгодных рубежей для обороны. Коммуникации группы армий «Центр» оказались сильно растянутыми и могли быть быстро перерезаны. Немецкое командование израсходовало резервы, а выдвинувшиеся вперед ударные группировки временно оказались без должной поддержки остальных соединений. Помимо всего прочего, германские дивизии так и не получили зимнего снаряжения. Не знавшие поражений солдаты вермахта оказались не готовы и морально к контрнаступлению Красной Армии.

«Поздно вечером 4 декабря, — отмечал Г.К. Жуков, — позвонил Верховный и спросил, чем еще помочь фронту... Мы просили поддержать нас авиацией из

Разбитая вражеская техника у Клина.