Техника - молодёжи 2002-05, страница 54

Техника - молодёжи 2002-05, страница 54

ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

ЭДРМШШШКИ

Анатолии ввишжжмя Знаменитый русский князь, победитель шведов и немцев. И монгольский «царевич», сын и соправитель ордынского хана. Некоторые исследователи считают их побратимами1, но они вполне могли быть и родственниками. Не этим ли отчасти объясняется то расположение, с каким отнесся к Рюриковичу Александру Невскому Чингисид Сартак? Как бы там ни было, примерно в середине 1252 г., то есть ровным счетом 750 лет назад, Александр Ярославич получил от Сартака ханский ярлык на великое княжение владимирское2. Учитывая долгосрочные последствия этого события (о чем ниже), представляется уместным посвятить его вероятным обстоятельствам несколько журнальных страниц.

ИЗ РОДОСЛОВНОЙ АЛЕКСАНДРА ЯРОСЛАВИЧА. Его бабка по отцовской линии — «ясыня» Мария, первая жена великого князя владимирского Всеволода Юрьевича, по прозвищу Большое Гнездо. Ясами на Руси называли аланов — ираноязычные племена сарматского происхождения, родственные скифам; кавказские аланы — предки современных осетин3 (отчего Марию иногда называют осетинкой). В описываемую пору многие аланы, и прежде всего их знать, исповедовали христианство восточного обряда", так что ясской княжне, вступавшей в брак с русским князем, даже не требовалось перекрещиваться.

Таков «иранский след» в генеалогии Александра Невского. Куда более он разветвлен в истории Руси в целом. Контакты славян со скифами и сармато-аланами прослеживаются учеными с первых столетий н.э. — в рамках так называемой Черняховской культуры, сложившейся во II — IV вв. на территории, которую ныне занимают Украина, Молдавия, восточная часть Румынии, Курская и Белгородская области5. Основной зоной таких контактов, судя по данным антропологии, было Среднее Под-непровье. С носителями этой культуры исследователи идентифицируют, в частности, антов, известных по более поздним письменным источникам. Так, русский историк-эмигрант Г.В. Вернадский высказал предположение, что «часть аланов, или ас, смешалась со славянами (антами)... В районе Дона иранские и славянские общины сосуществовали, возможно, с начала христианской эры; большинство из них пережило гуннское вторжение и продолжало существовать даже в двенадцатом столетии...»6. Поскольку, по мнению историка, «анты были славянами, организованными иранцами (аланами), правящий род антов должен был быть иранского происхождения»7.

В связи с этим любопытна гипотеза о возникновении этнонима русь, основанная на анализе византийских и арабских источников. «Некоторые из асских кланов, а среди них и те, что жили в Приазовье, были известны, по крайней мере, с четвертого века как рухс-асы («светлые асы»)»8, — отмечал Вернадский. Он предположил, что группа восточных сла

вян, управляемая одним из таких кланов, переняла его название в более привычной для себя форме: «Таким образом, росы (русь, рось)... первоначально были ирано-славянским племенем»9; позже именоваться асами, а затем и ру-сами стали оседавшие на славянских землях варяги. (Впрочем, по версии, которую отстаивал норвежский путешественник, этнограф и археолог Тур Хейер-дал, прародина викингов — все то же скифо-сарматское Приазовье, откуда их предки азы были вытеснены римлянами в начале III в. н.э. Раскопки, организованные знаменитым исследователем в 2001 г. в устье Дона, в древнем городе Танаисе близ Азова, дали множество находок'0, и некоторые из них, а именно: металлические пряжки, кольца, браслеты, датируемые I — II вв. н.э., — вполне могли принадлежать предкам викингов. Очень уж они похожи на аналогичные изделия IX — XI вв., обнаруженные археологами на шведском острове Готланде'1. Выходит, по иранской линии мы были «одной крови» со скандинавами задолго до летописного призвания варягов на Русь? Вопрос остается открытым...)

С гипотезой Г.В. Вернадского перекликаются построения современных отечественных ученых. Известный археолог, член-корреспондент РАН В.В. Седов пишет: «История Полянского региона Среднего Поднепровья представляется следующей. В V — VI вв. здесь жили славяне-анты. Эта диалектно-племенная группировка сформировалась в условиях славяно-иранского симбиоза... Наряду с другими языковыми элементами, славяне восприняли от скифо-сармат-ского населения, очевидно, и этноним рось. Вероятно, под этим названием скрывается одно из антских племен... позднее этот этноним распространился на всех восточных славян»'2.

Разумеется, данная точка зрения не является общепринятой. Но если она и спорна, то уж никак не больше, чем широко известная версия норманистов насчет варяжских гребцов, от финского наименования которых («руотси») и произошло-де название русь. Сам же факт древних славяно-иранских связей неоспорим, так как подтверждается не только письменными источниками и

лингвистическими данными, но и многочисленными археологическими находками.

ПОСЛЕ ТОГО КАК МНОГИЕ АЛАНЫ

ушли на Запад с гуннами13, оставшиеся сформировали в V — VI вв. два прото-государственных образования: западное — с центром в верховьях Кубани (позже он переместился на нижний Дон), и восточное — в центральной части Северного Кавказа, включая Дарь-яльское ущелье, известное в древности как «Аланские ворота». Позже эти алан-ские объединения подчинил Хазарский каганат, и только в X в., после его ослабления (а затем и разгрома русами), кавказские аланы смогли создать собственное государство.

С начала X в. и вплоть до монгольского нашествия Алания выступает на исторической арене как «одно из крупных и сильных политических объединений на юго-востоке Европы»'4. На севере границы расселения аланов-асов (ясов) достигают верховьев Дона и Северского Донца. К X в. относятся и первые упоминания хронистов о контактах аланов и русов. В 944 — 945 гг. русы, восточные аланы и лезгины предприняли совместный поход в Прикаспийские области'5 В 965 г., воюя с хазарами и их союзниками, в числе которых были западные аланы, «одоле Святослав Козаром, и град их Белу Вежу взя. И Ясы победи и Касо-гы»16. В 1029 г., согласно уникальному известию Никоновской летописи, внук Святослава «Ярослав ходи на Ясы и взя их», а по сведениям В.Н. Татищева, еще и поселил их по реке Роси'7, то есть в порубежных крепостях. По-видимому, этот поход завершился установлением не просто мира, но военного союза, и в 1032 — 1033 гг. аланы и русы вместе с единоверными сарирцами (аварцами, населявшими Сарир — царство в нагорном Дагестане) совершили два похода в Восточное Закавказье — в Ширван и окрестности Дербента18. Оба набега окончились неудачно. (Кстати, столица Шир-вана — Шемаха, так не смутная ли родовая память об этих или аналогичных походах легла в основу знаменитого сюжета о царе Дадоне и коварной «шемаханской царице»?'9)

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2002

52