Техника - молодёжи 2002-05, страница 56

Техника - молодёжи 2002-05, страница 56

ские аланы уже замирились с половцами и выступали в качестве их союзников). На то, что опальный княжич выбрал местом убежища сопредельные земли Половецкой степи и Алании, могли повлиять его родственные связи как по отцовской линии (бабушка Юрия Андреевича, первая жена Юрия Долгорукого, была дочерью половецкого хана Аепы), так и по материнской.

Династические союзы влиятельных русских князей с аланскими государями во 2-й половине XII в. не должны никого удивлять. Археологические данные и анализ письменных источников убеждают исследователей в том, что «аланское население центра Северного Кавказа в X — XII вв. переживало период как раз наибольшего расцвета своей культуры и военного могущества»3' и что только в конце XII — начале XIII в., то есть почти на полтора столетия позже Руси, Алания вступила в эпоху феодальной раздробленности. Характерно, что апанских властителей византийские источники называют «царями»32.

Удалив от себя политического соперника, великий князь владимирский Всеволод Юрьевич едва ли питал вражду к юному родственнику. И, поддерживая добрые отношения с южными государями, мог впоследствии примириться с опекаемым теми племянником. Иначе говоря, изгнание Юрия постепенно «переросло» в почетную ссылку, нередко сопрягаемую на Руси с дипломатической миссией. В 1186 г. князь Юрий Андреевич («Георгий Русский» грузинских источников) стал мужем царицы Тамары, знаменитой правительницы Грузии. Вряд ли это было бы возможно, считайся Юрий просто изгоем. Л.Н. Гумилев полагал, что царственному союзу способствовал именно Всеволод Юрьевич, который племянника «лишил удела и компенсировал его роскошным династическим браком»33. Показательно, что вторым мужем царицы Тамары стал аланский царевич Сослан Царазон. Вот как зафиксировал это событие армянский писатель XII в. Мхитар Гош в «Памятной записи» под 1187 г.: «...Царство грузинское находилось в волнении, ибо Тамара, дочь царя Георгия, оставила первого мужа, сына царя русов, и вышла замуж за другого мужа, из аланского царства, именуемого по материнскому (кровному) родству Сосланом, который был прозван Давидом при воцарении»34. Но это уже совсем другая история...

Итак, расчеты показывают, что жениться Всеволод мог около 1172 г. Вероятно, тогда (или несколько раньше) и объявилась во Владимиро-Суздальской земле ясская «царевна» Мария.

Столь знатная особа не могла прибыть в чужую страну без свиты. К тому же прибыла она сюда вместе с младшей сестрой (или та приехала к ней позже): Ипатьевская летопись сообщает, что в 1182 г. черниговский князь Мстислав Святославич взял невесту-аланку из вотчины великого князя владимирского Всеволода Юрьевича: «В лето 6690. Князь Кыевьскыи Святослав Всеволодо-вичь ожени два сына, за Глеба поя Рюриковну (дочь великого князя Рюрика Рос-

тиславича. — А.В.), а за Мьстислава Ясыню, из Володимеря Суждальского, Всеволожю свесть...»35, то есть свояченицу Всеволода.

Но вернемся к его внуку — Александру Ярославичу. Вполне вероятно, что с младенческих лет в окружение княжича входили обрусевшие ясы — родственники и просто соотечественники Марии, потомки других аланских переселенцев (свою славную бабку — подробнее о ней см. «ТМ», №2 за 1998 г. — он не застал в живых: она умерла 19 марта 1206 г., за 14 лет до его рождения). Наполовину яс, Ярослав Всеволодович мог перенять от матери хотя бы основы ее родного языка, узнать аланские обычаи. Яс на четверть, Александр Ярославич также мог познакомиться с ними. В дальнейшем, в их поездках в Орду и Монголию, это могло помочь

Андрей Юрьевич Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова. 1939 г. Государственный исторический музей.

русским князьям, ведь среди встречавшихся им людей были и аланы.

А КАКИХ КРОВЕЙ САРТАК, сын Батыя? По отцу — разумеется, монгол. А по матери? Прямого ответа источники не дают. Но есть косвенные свидетельства, позволяющие предположить, что выносила и родила ханского наследника не монголка, не половчанка, не уроженка Булгарии...

Одно из таких свидетельств — имя ордынского «царевича», а затем хана. Современный исследователь аланских древностей Ю.С. Гаглойти пишет: «...обращает на себя внимание поразительная близость имени Сартах (Сартак) к осетинскому Хсартаг — "доблестный, прославленный", что как нельзя больше подходит к имени воина и правителя. По некоторым данным, мать Сартаха была христианкой. Если это соответствует действительности, то становится понятным и появление аланского (осетинского) "христианского" имени в онома-стиконе Чингисидов»36. К сказанному

добавим, что один из главных героев осетинского эпоса о нартах, генетически связанного с историей североиранских скифо-сарматских и аланских племен, носит имя Ахсартаг, имеющее бесспорно иранское происхождение37. Ахсартаг — значит «отважнейший», поясняет сказание38.

То, что мать Сартака была христианкой, подтверждается его собственным вероисповеданием. На Западе знали, что он тайно исповедовал христианство. Известия об этом есть и у арабских историков. Вот что писал на сей счет Г.В. Вернадский в одной из своих ранних работ: «...сын Батыя Сартак был, вероятно, или очень близок к Православию, или прямо в Православие и перешел. О христианстве Сартака есть показание добросовестного арабского историка аль-Джаузда-ни... По другому известию (Абуль-Фарф-

Чингисхан. Китайский рисунок. XIII в.

джа), Сартак посвящен был даже в диаконы»39. В1253 — 1255 гг. монах-минорит Гильом Рубрук по приказу французского короля Людовика IX совершил путешествие в Орду, а затем в Каракорум, столицу Монгольской империи. В Святой Земле он прослышал, что Сартак — христианин, и хотел убедиться в этом лично. Слух подтвердился, но секретарь Сартака Койяк перед отъездом Рубрука к Батыю предупредил монаха: «Не говорите, что наш господин — христианин, он не христианин, а Моал»40, то есть монгол. В своих записках Рубрук прокомментировал это так: «...название "христианство" представляется им названием како-го-то народа. Они превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая свое название, т.е. Моал, превознести выше всякого имени...»4'. Скорее всего, Батый знал «тайну» своего сына, но, видимо, не хотел огласки, ведь Сартак являлся его соправителем и должен был стать преемником, а по заведенному порядку монгольские ханы придерживались вероисповедания предков —

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 ' 2 0 0 2

54