Техника - молодёжи 2002-05, страница 57древней тибетской религии бон. Явно порвал с этой традицией принявший ислам еще в юности Берке. Он стал ханом Золотой Орды в 1257 г., устранив, по известной версии, сначала своего племянника Сартака, а затем его сына (по другим сведениям, сына Батыя от четвертой жены) Улагчи. (Ввел же ислам в качестве государственной религии хан Узбек.) В ту пору среди монголов было немало христиан несторианского толка. Некоторые исследователи (в том числе Л.Н. Гумилев) высказали мнение, что несторианином стал и Сартак. Изменил прежнюю точку зрения и Г.В. Вернадский: в своей «Истории России» он назвал наследника Батыя христианином, «вероятно, несторианской конфессии»42. Но если мать Сартака была действительно крещеной аланкой и, следовательно, исповедовала христианство восточного обряда, то логичнее допустить, что сын изначально принял веру матери (что, впрочем, не помешало ему обзавестись шестью женами). Однако, будучи окружен преимущественно несторианами («Он имеет также около себя священников несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу»43, — свидетельствует Рубрук), больше благоволил им, нежели православным христианам, делая исключение для немногих. КОГДА В ЮРТЕ БАТЫЯ могла появиться жена-апанка? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, зададимся другим: когда в семье Джучи, первенца Чингисхана, появился на свет его второй сын Бату — будущий Батый русских летописей и Саин-хан («мудрый хан») восточных анналов? Авторитетные справочники отвечают по-разному: в одних дата рождения не определена, в других обозначен 1208 г., в некоторых — 1203-й44. Разнобой в датировке говорит о том, что точная дата неизвестна, а все приведенные — предположительны. Из них предпочтительней последняя (почему — станет понятным из дальнейших рассуждений). Туркестанская компания Чингисхана началась в 1219 г. В ней вполне мог участвовать 16-летний Бату (этот возраст для монгольского мужчины считался совершеннолетним). С кавказскими аланами монголы впервые могли столкнуться в 1221 — 1222 гг., когда Кавказ пересекали следовавшие на север, на разведку «западных стран», ту-мены Джэбэ и Субэдэя. В ту пору Джучи воевал в Средней Азии, но его 18-летнему сыну ничто не мешало отправиться с передовым отрядом в Европу и, пересекая Кавказ, породниться с одним из покоренных аланских владетелей. В 1222 г. у Батыя мог уже родиться первенец. Если расчеты верны, то в 1253 г., когда Рубрук посетил Сартака, тому исполнился 31 г. От Рубрука известно, что в это время первородный сын Сартака уже был женат45, так что по срокам все примерно сходится. (Женились монгольские юноши обычно с наступлением совершеннолетия, то есть не ранее 16, но возраст мог исчисляться как со дня рождения ребенка, так и — по тибетской традиции — с момента зачатия плода. Если же принять датой рождения Батыя 1208 г., то окажется, что он сам, его сын и внук должны были вступить в брак не позже 14 лет.) Помимо прочего, эти расчеты показывают, что Александр Ярославич (родившийся, по одной версии, в 1220 г., по другой — в 1221-м) и Сартак могли быть примерно ровесниками. Что тоже невредно для взаимопонимания сторон. Но почему выбор Батыя мог пасть именно на аланку? Почему вообще аланы заняли столь значительное место в Монгольской империи? Не сказалось ли в этом некое особое расположение монголов к ним, некое глубинное чувство родства? Вполне возможно. Лингвисты и археологи установили, что в этногенезе монгольских племен древние иранские народы, в том числе аланы, сыграли заметную роль46. По мнению Г.В. Вернадского, «у Борджигинов (рода, к которому принадлежал Чингисхан. — А.В.), как и некоторых других монгольских родов, была примесь апанской крови»47. Недаром легендарная прародительница этого клана получила имя Апан-Коа, то есть «Алан Красивая», или, по Вернадскому, «Прекрасная Аланка». Так отчего не предположить, что Батый и его соплеменники признали в кавказских аланах отдаленных потомков общих с ними Ханский ярлык. XII — XIII вв. Факсимиле. предков? Кстати, Борджигины значит «синеокие». По описаниям современников, у представителей этого рода были сине-зеленые или темно-синие глаза и рыжеватые волосы48. Разумеется, внешне они сильно отличались от наследников славяно-иранского мира, но по этим ярким признакам — меньше всего. Среди прямых потомков аланов до сих пор встречаются голубоглазые, а в конце XIX в. «путешественники отмечали, что в долине Замарга имеется много блондинов с голубыми глазами», причем «ее население "...под названием нартов пользовалось издревле особым уважением и почетом у осетин"»49. В этой связи — еще один довод в пользу обсуждаемой здесь версии. Специалисты считают, что нартский эпос окончательно оформился в XIII — XIV вв. Так вот, в сказаниях осетин об их легендарных предках нартах фигурирует грозный Сайнаг-алдар со «своей кривой саблей» и золотоволосыми женами50. Характерно, что этот апдар (князь) — не нарт. Он правитель соседней страны и родственник одного из нартских вождей, участвующий в их усобицах. По мнению исследователей, под именем Сайнаг-алдара «скрывается монгольский Саин-хан, то есть Батый»51. НИ РЮРИКОВИЧИ, НИ ЧИНГИСИДЫ не брали в жены простолюдинок. Роднились русские князья и монгольские ханы с династиями, достойными их величия. И коль скоро первая супруга Всеволода Юрьевича — аланка точно, а жена Батыя (первая из 26 его жен, ставшая матерью Сартака) — аланка с большой долей вероятности, то логично предположить, что эти знатные особы могли происходить если не из одного аланского «царского» рода, то хотя бы из родственных правящих кланов. Следовательно, вероятность того, что бабка Александра Невского и мать Сартака (а значит, и они сами) состояли в родстве (пусть неблизком), — отнюдь не нулевая. Но главное даже не в том, были ли они родней на самом деле. Главное, что Александр и Сартак могли так считать, сознавая, что являются отчасти единоплеменниками! И что же? Как факт реального или предполагаемого родства мог сказаться на их отношениях в качестве государственных деятелей? В железных зубьях политики нередко рвутся даже братские узы... Да, рвутся. Когда им суждено разорваться. А если их надлежит скрепить? Всякое установление надежного контакта начинается с того, что контактирующие стороны нащупывают точки, где их интересы соприкасаются. Родство, пусть даже дальнее, пусть даже гипотетическое, — не худшая из таких точек. В 1251 — 1252 гг. Батый пребывал в Монголии в связи с выборами нового великого хана. В отсутствие отца всей Ордой, а по возвращении — русскими ее делами управлял сын. Доверительные отношения, установившиеся в ту пору между Александром Невским и Сарта-ком, имели важное следствие. В 1252 г. Александр получил от Сартака ханский ярлык на великое княжение владимирское, то есть право «старейшинства» над князьями Северо-Восточной Руси, и вплоть до своей смерти в 1263 г. удерживал ее от бесперспективных попыток противостоять Орде, благодаря чему не только уберег русские земли от дальнейшего разорения, но и создал предпосылки для их будущего собирания. БУДЕМ ЖЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ к публичному братанию сильных мира сего, их «встречам без галстуков», совместным катаниям с гор и посещениям ранчо, помня, что это часть политики. Нынешние высокопоставленные приятели, обнимающиеся, пьющие на брудершафт, вчера, в пору противостояния, и знать не знали, сколько у них общего. Но вот национальные, международные, наконец, глобальные интересы побудили недавних недругов искать пути к примирению, и на помощь призывается все, что способно этому содействовать: и сходные увлечения, и знание языка партнера, и даже родство — не кровное, так духовное. Короче говоря, недавние чужаки в очередной раз припоминают, что все люди — братья. Хотя бы чуточку, хотя бы в отдельные исторические моменты. А если не ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5' 2 0 0 2 55 |