Техника - молодёжи 2002-06, страница 28

Техника - молодёжи 2002-06, страница 28

В О Е

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, и во время нее, только немцам удалось создать и применить дальнобойное реактивное оружие — самолеты-снаряды Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2. При этом если первых, летавших со скоростями около 600 км/ч, британским истребителям и зенитчикам удавалось сбивать, то перехватывать и уничтожать вторые было нечем. Победители оценили возможности новой боевой техники и, заполучив трофейные документы и образцы, принялись ее совершенствовать. Так, в 1948 — 1953 гг. «потомками» Фау-1 стали американская «Лун», австралийская «Джиндвик», французские «Арсенал-550» и «Арсенал-5501». На основе Фау-2 были созданы американские «Викинг-7», «Редстоун», советские 10Х, 16Х и Р-1. За ними последовали уже национальные, улучшенные образцы.

В конце 50-х гг ракетное оружие подразделяли на три класса. Это было тактическое, ближнего действия, например, американские ракеты «Онест Джон» и «Регулус», у которых наибольшая дальность полета составляла 30 и 900 км, а их боевые части могли нести фугасный, ядерный, радиоактивный, химический или бактериологический заряд. Ядерные боеголовки помещали на стратегические ракеты средней дальности — у американского «Полари-са» А-1 около 2200 км и на межконтинентальные — свыше 10000 км.

Такие ракеты могут быть одно- и многоступенчатыми, оснащаться двигателями, работающими на жидком либо твердом топливе, различными системами управления и наведения. Различаются они и местом базирования. Это стационарные позиции, подземные шахты, отсеки в корпусе кораблей либо подвижные колесные и гусеничные транспортеры Последние, как и кораб ли, труднее обнаружить и нанести по ним удар.

...Еще в древности возникло соревнование между мечом и доспехом, потом между снарядом и броней — появление нового оружия вело к созданию защиты от него. Едва в начале XX в. заговорили о возможности боевого применения утлых самолетов и неповоротливых дирижаблей, как конструкторы принялись разрабатывать противоаэропланные пушки, а потом образовался особый вид вооруженных сил — войска противовоздушной обороны.

Им следовало и в мирные дни, и в военное время издали обнаруживать летящего противника, опознавать, рассчитывать курсы, предупреждать об опасности командование и гражданские власти и уничтожать врага. В 20 — 30-е гг. для наблюдения за воздушной обстановкой создавали посты, оснащенные приборами, улавливавшими гул авиамоторов, потом появились более «дальнобойные» радиолокаторы, станции наве

н н ы

Н А Н И

дения орудий, истребителей-перехватчиков и зенитных ракет. Системы ПВО во многих случаях хорошо показали себя во Вторую мировую, а особенно в корейскую и вьетнамскую войны.

Задачи противоракетной обороны (ПРО) остаются теми же — своевременно заметить опасность, опознать цели, предупредить кого нужно и перехватить летящие ракеты. Вот только англичане

На схеме полета многоступенчатой баллистической ракеты цифрами обозначены: 1 — старт;

2 — отделение первой ступени;

3 — отделение второй ступени;

4 — отделение третьей ступени;

5 — отделение головной части; 6 — вершина траектории; 7 — ее пассивный участок; 8 — цель.

Такими бывает форма головной части баллистической ракеты: 1 — коническая; 2 — коническая со сферическим притуплением; 3 — коническая со сферическим притуплением и расширяющейся конической «юбкой»; 4 — цилиндрокони-ческая со сферическим притуплением и конической «юбкой».

еще в 1944 — 1945 гг поняли, что для борьбы с «ракетными бомбами» понадобятся иные силы и средства. Скажем, если скорость реактивных бомбардировщиков составляет 1000 — 3000 км/ч, то у американской межконтинентальной ракеты «Титан» — в 10 раз больше. К тому же в 70-е гг. такие средства нападения стали оснащать несколькими боевыми частями, которые на конечном участке траектории отделяются от носителей и направляются к запрограммированным для них объектам. Да еще сопровождаются их имитаторами, отвлекающими на себя антиракеты — так называемые ложные цели. С теми и другими надо разобраться, отделив, как говорится, семена от плевел, и уж потом приступать к расстрелу боеголовок. А время не терпит — тактическая ракета ближнего действия идет к цели 3 мин, среднего — от 5 до 10 мин, межконтинентальная — около получаса.

Следовательно, вражеские ракеты нужно обнаруживать как можно раньше и дальше, в лучшем варианте — при их запуске. Поэтому США уже в 50-е гг. раз-

НЕ ТАК-ТО ПРОСТО

мещали радиолокаторы дальнего действия на территории своих союзников и сателлитов, граничивших с СССР, на самолетах, надводных кораблях и субмаринах, постоянно «пасущихся» близ советских вод.

При этом старались улучшить разрешающую способность радаров, их защищенность не только от традиционных активных и пассивных помех, но и от

воздействия электромагнитного и рентгеновского излучений при ядерных взрывах. Данные о воздушной обстановке сразу обрабатывались в ЭВМ и передавались командованию.

Считается, что подобные системы станут эффективнее, если слежка за ракетами, летящими со скоростями 7 км/с на высотах более 1000 км будет вестись на расстояниях 4000 — 3000 км. При этом особо важно контролировать пространство в 700 — 800 км от радара и защищаемого объекта, где возможны отклонения ракет от курса. Здесь, на внешней границе зоны перехвата, их уничтожение не повлечет нежелательных для обороняющегося последствий, а ближе, на внутренней границе, они должны оказаться минимальными.

После обнаружения одного или нескольких боевых блоков и ложных целей радаром с разрешающей способностью в несколько метров предстоит опознать

ТЕХНИК А-МОЛ ОДЕЖИ 6 2 0 0 2