Техника - молодёжи 2002-09, страница 17

Техника - молодёжи 2002-09, страница 17

Следующие четыре разновидности комбинированных ТЗ служат одной цели — придумать что-то оригинальное и нетрадиционное:

5) Изображения сверху и снизу от словесного обозначения (рис. 7 — ТЗ международной топливной компании Total).

6) Словесные обозначения сверху и снизу от изображения (рис. 8 — ТЗ Московского областного камерного театра).

7) Словесное обозначение между изображениями по горизонтали (рис. 9 — ТЗ российской компании «Информика»)

8) Изображение между словесными обозначениями по горизонтали (рис. 10 — ТЗ «Би Лайн»),

II. С СОВМЕЩЕНИЕМ СЛОВЕСНЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

1) Вписывание словесного обозначения в контур изобразительного (рис. 11 — ТЗ немецкой станкостроительной фирмы SIG) — самый простой и охотно используемый прием упомянутого совмещения.

2) Размещение словесного обозначения в рамках цветного фона изобразительного элемента (рис. 12 — ТЗ Ford Motors) — тоже весьма распространенный прием.

3) Наложение словесного обозначения на контур изображения так, что первое выходит за рамки последнего (рис. 13 — ТЗ рижского радиозавода VEF), — более сложная творческая задача, поэтому ТЗ такого типа встречаются гораздо реже.

III. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧАСТИ СЛОВЕСНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА.

Очень эффектный прием: обыграть одну или несколько букв названия фирмы, превратив их в картинку. Такие ТЗ эксплуатируют особенности либо художественного, либо смыслового восприятия. В изобразительный элемент может быть превращена либо первая буква названия (рис. 14 — ТЗ изготовителя компьютерных мышей Genius), либо одна из средних (рис 15 — ТЗ компании «Ин

ком»), либо последняя (рис. 16 — ТЗ норвежской лесозаготовительной фирмы Nober).

IV. С ТВОРЧЕСКИМ СОЧЕТАНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И СЛОВЕСНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ. Подобные ТЗ — почти произведения искусства В них единство формы и содержания достигает такой степени, что не поддается мысленному расчленению для анализа. Пример — ТЗ обувной компании Ceq (рис. 17).

Нужно сказать несколько слов об ЭТИКЕТКАХ. Это особая категория комбинированных ТЗ, применяемых для чая, кофе, шоколада, конфет, сигарет, алкогольных и безалкогольных напитков и т.п. Первое, что бросается в глаза при взгляде на этикетку, — как правило, демонстративное отсутствие лаконизма. Поле ТЗ настолько перегружено как изобразительными, так и словесными компонентами, что рассмотреть и тем более запомнить детали просто невозможно. Покупатель в таких случаях ориентируется на слова, выделенные крупным шрифтом, и отчасти на композицию в целом. Если же ничего не выделено, у клиента рябит в глазах и он проходит мимо такого товара уже потому, что глазу не за что зацепиться на этикетке (этому есть и научное объяснение, основанное на теории автоматии движений глазного яблока и на представлении об агрессивном визуальном поле) Представляете — человек стоит перед витриной магазина, хочет что-то выбрать, а ему в глаза лезет чудовищная пестрота, в которой ничего нельзя разобрать?! Хорошо еще, если продавец помнит все, что у него лежит на прилавке, и способен помочь покупателю сориентироваться...

Отсюда совет: если вы разрабатываете этикетку и решили вдоволь порезвиться как дизайнер — резвитесь на здоровье, но выделите что-нибудь, желательно название товара, крупным, броским шрифтом. Примеры удачных этикеток — Nescafe Classic (рис. 18) и особенно Martini Bianco (рис.19) несмотря на обилие мелких деталей, издалека видно, что это

мартини и что он белый, а не розовый и не красный.

Другие виды ТЗ — ЗВУКОВЫЕ, ЦВЕТОВЫЕ, СВЕТОЗВУКОВЫЕ, АРОМАТИЧЕСКИЕ и т.д. — рассчитаны на восприятие органами чувств непосредственно при покупке в магазине, при рассматривании электронного табло, при просмотре фильма или телепередачи, при слушании радио etc.

Звуковые обозначения могут быть поданы на регистрацию в виде CD, магнитофонных или нотных записей, видео-ТЗ — на видеокассете или DVD. Отметим, что звуковой ТЗ может представлять собой не только музыкальный фрагмент, но и, например, рев мотоциклетного двигателя, как сделала знаменитая фирма Harley Davidson.

В заключение — о КОЛЛЕКТИВНЫХ ТЗ. Так называются ТЗ союзов, хозяйственных ассоциаций или иных добровольных объединений предприятий, предназначенные для обозначения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих качественными или иными общими характеристиками. Каждое предприятие, входящее в такое объединение, достигает необходимого качества продукции не само по себе, а в результате сотрудничества и взаимопомощи — что служит исходным пунктом подтягивания того или иного предприятия или даже отрасли до уровня передовых, то есть конкурентоспособных. Как правило, все предприятия — члены объединения — имеют принципиально равные технологические и другие возможности. Они централизованно снабжаются сырьем, полуфабрикатами и т.д., перед ними в равной степени стоит задача выпуска высококачественной продукции, соответствующей принятым техническим условиям и стандартам.

Именно в силу только что сказанного коллективный ТЗ может способствовать повышению качества продукции, выпускаемой членами объединения, или оказываемых ими услуг. Вот почему, если союз предприятий не формальный, а реальный и действующий, ему во многих случаях стоит иметь коллективный товарный знак ■

ЭЙНШТЕЙН НЕ ОШИБАЛСЯ

Меня заинтересовала заметка Дениса Воронина «Наблюдения СТО и сложение скоростей», опубликованная в «ТМ» № 3 за этот год. Автор описал свои эксперименты, которые, по его мнению, опровергают постулат СТО о независимости скорости света от скорости движения его источника.

Напомню суть этих экспериментов. Свет неоновой лампы, работающей от источника постоянного тока, проецировался через коллиматор на экран, причем при смене полярности напряжения изображение лампы на экране смещалось, что было истолковано как изменение скорости света.

Но результат этих опытов можно истолковать иначе, для чего следует разобраться в некоторых особенностях тлеющего разряда — а именно он происходит в неоновых лампах и газосветных трубках. Дело в том, что при возникновении такого разряда в цепи постоянного тока свечение возникает преимущественно близ анода, испускающего положительно заряженные ионы, а возле катода происходит процесс рекомбинации, то есть образование нейтральных атомов при сближении положительных ионов с электронами, покинувшими катод, в результате чего у катода образуется небольшой темный участок.

В первом опыте Воронина при изме- со нении полярности напряжения, питающего лампу, область светящегося газа смещалась в сторону положительного электрода и, соответственно, смещалось изображение лампы, спроециро- х ванное на экран. А во втором опыте электроды располагались по-иному относительно коллиматора, и изображение лампы смещалось меньше, чем в первом случае. о

Таким образом, второй постулат СТО остается в силе — ошибочной оказалась интерпретация результатов экспериментов с газосветной лампой. ■ Денис ШЕФЕР, г. Тюмень

ОТ РЕДАКЦИИ. Интересно, а что покажут эксперименты по проверке СТО, которые ^н планируется провести на МКС? ^

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 2 0 0 2

17