Техника - молодёжи 2002-12, страница 50ИСТОРИЯ В КАРТИНАХШЖУЧАСШИКОМ ИЗОБРАЖАЕМЫХ СОБЫТИИ... Военно-историческая реконструкция как жанр изобразительного искусства — отнюдь не то же самое, что батальная живопись, хотя между ними много общего. В реконструкции художник ставит иные цели, и для их достижения использует, соответственно, другие методы. Прежде всего, ему необходимо воссоздать конкретный образ человека, жившего несколько сотен, а то и тысяч лет назад. Разумеется, этот образ может быть обобщенным, но все детали прически, костюма, экипировки, оружия и т.д. должны максимально точно соответствовать быту, нравам и модам эпохи. Для такой работы мало знать старинную живопись, гравюры и миниатюры — хотя, бесспорно, они играют важнейшую роль, — необходимо также изучать исторические труды, археологические данные, мемуары современников и читать много иной литературы, способной помочь в раскрытии образа. Например, если художник намерен изобразить дуэль XVII в., то кроме знания костюма, оружия и архитектуры той поры, ему следует изучить хотя бы основные стойки и удары, которые использовали соответствующие школы фехтования, а для этого желательно хотя бы минимально опробовать эти приемы самому. Вот почему многие художники-реконструкторы являются активными членами военно-исторических клубов, специализирующихся на различных эпохах. Современные баталисты редко тратят время на то, чтобы серьезно изучить униформу изображаемых армий, — и напрасно! Насколько бы выиграла любая работа, если бы на одинаково высоком профессиональном уровне решались и живописные, и исторические задачи. Думаю, не ошибусь, если назову основоположником направления военно-исторической реконструкции французского художника Эрнеста Мейсонье (1815 — 1891). Он прославился как автор небольших, но зато многочисленных живописных полотен, изображающих сценки из жизни XVII — XVIII вв. Как вспоминал русский художник Василий Верещагин, лично знавший Мейсонье, цены на эти работы были столь высоки, что порой изумляли даже видавшее виды парижское общество. Мейсонье и Верещагин, пожалуй, наиболее яркие представители двух различных Фаланга — строй тяжеловооруженных воинов-гоплитов, участников Пелопонесской войны (431 — 404 гг. до н. э.). живописных направлений: первый — реконструктор, второй — баталист. В творческом наследии Верещагина вызывают восторг именно те произведения, которые основываются на его непосредственных наблюдениях. Например, батальные серии — Туркестанская и посвященная Русско-Турецкой войне (1877 — 1878) — просто изумительны. Значительно проигрывает по сравнению с ними серия 1812 г. Берясь за нее, Верещагин перечитал уйму литературы, в основном мемуарной, но материалы по униформе и вооружению, видимо, были недоступны художнику, и многие детали ему приходилось домысливать. Мейсонье же, изображая события минувших эпох, тщательно готовился к работе: заказывал костюмы, оружие, аксессуары, тратя на них баснословные деньги, и только потом писал, используя натурщиков. Верещагин признавал виртуозно тщательное исполнение работ Мейсонье, отмечая при этом их абсолютную пустоту и безыдейность. Но в том-то и дело, что художник-ре конструктор в своем творчестве абсолютно аполитичен. Его пристрастие — точность в изображении событий и образов. Разумеется, скрупулезная проработка деталей не должна заслонять собой собственное видение художника: не будучи свидетелем этих событий, он вынужден восполнять недостаток информации воображением. К примеру, если нужно изобразить легионеров Цезаря во время его знаменитой кампании в Галлии, художник просто обязан обладать знаниями по истории Древнего Рима; должен, как минимум, ознакомиться с «Записками Цезаря о Галльской войне». Но эта литература не дает представления о том, как выглядели легионеры, как они одевались, что ели, какое оружие носили, какие тактические приемы применяли в бою и т.д. Так что без специальных трудов по археологии и военному делу не обойтись. Кроме того, надо знать быт и нравы противников Рима — галлов, ландшафт Франции той поры, короче, множество нюансов. Но и этого недостаточно, чтобы создать убедительную иллюстрацию. Художник сам должен стать если угодно, участником изображаемых событий, мысленно перенестись в ту эпоху и начать сопереживать своим героям.. ■ Главный редактор Александр Перевозчиков Ответственный секретарь и ведущий редактор Анатолий Вершинский Научный редактор Сергей Александров Обозреватели и корреспонденты Игорь Боечин, Юрий Егоров, Вячеслав Жвирблис, Станислав Зигуненко, Олег Курихин Главный художник Валентин Примаков Менеджер по рекламе Михаил Яговкин Корректор Людмила Емельянова Техническое обеспечение: Тамара Савельева (набор), Екатерина Ермакова (верстка), Ренат Фейзуллин, Антон Диденко, Андрей Цыганков, Игорь Макаров (цветоделение) Андрей Конюшков (компьютеры) Адрес редакции 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., д. 5а Телефакс. (095) 234-16-76. E-mail: lmpress@hotbox ni • Тел. для справок 234-16-78, 285-16-87; отдела распространения - 285-20-18. С предложениями по рекламе обращаться - тел 234-16 78; факс: 232-16-38 • Корпункт «ТМ» е Санкт-Петербурге 188305 Ленинтрадскаяобл. Гатчина5 Е(/я16,КарленкоАлександрВладимирович Тел.: (812) 126-45-09, (81271) 173-41; факс (812) 126-45-76 E mail: karpenko-bastion@mail.ni • За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет • Подписка на «ТМ» - индексы по каталогу Роспечати: 70973 (улучшенное полиграфическое исполнение); для предприятий - 72998. По каталогу АПР индекс 72098 (общедоступный выпуск -ТМ») • В розницу цена свободная • Редакция благодарит читателей и авторов, приславших письма, статьи и другие материалы, и приносит извинения, что не может ответить каждому лично • Рукописи не возвращаются и не рецензируются • Журнал зарегистрирован в Мин. печати и информации РФ Per. № 012075 • Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники бюллетени) • Подп. к печати 06.12.2002 • Верстка цветоделение и изготовление фотоформ тел.: 285-56-25, , факс: 234-16-78 • Отпечатано в Чеховском полиграфическом комбинате • Тираж 70 000,1 -й завод 35 000 • Перепечатка в любом виде полностью или частями, допускается только с разрешения редакции • ISSN 0320 - 33IX • © «Техника молодежи», 2002, № 12 (831). I цигшшин» ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12' 2 0 0 2 48 |