Техника - молодёжи 2003-01, страница 22

Техника - молодёжи 2003-01, страница 22

ЛЕГЕНДЫ

Т Е О

И И

Мы не раз обращались к загадочным свойствам зеркал (см., например, «ТМ», № 8 за 1997 г., № 1 за 1998-й). Наш постоянный автор, уроженка и жительница Минска, инженер-радиотехник по образованию и писатель-фантаст по призванию, предлагает свое объяснение странного феномена.

Вот то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того чтобы поинтересоваться, откуда дует ветер.

Карел Чапек, «Дым»

Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром — и не увидеть своего отражения? Кажется, ерунда, мелочь. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания лишали отражения.

Но зачем человеку зеркало? Почему каждый с таким упорством вглядывается в свое отражение? Может, желание увидеть себя в волшебном стекле скрывает нечто большее? Этот вопрос подводит нас к тому, что мы назовем:

ФИЛОСОФИЯ ЗЕРКАЛ

Всю свою историю человек пытается познать мир. Но познание мира — это, в первую очередь, познание себя. Мы рождаемся, и с нами рождается наш мир, мы умираем, и наш мир тоже умирает в момент нашей смерти. Конечно, остаются другие люди и другие миры, но наш-то уходит вместе с нами. Как же можно познать этот мир, не познав себя?

Первый и главный вопрос, которым задается тот, кто пытается познать себя: «Кто я?». Ответ на него означает ответ на многие другие вопросы, которые могли бы быть заданы. Итак, кто я, человек? А что такое человек? Или — кто такой человек?

Платон определил человека, как бесперое двуногое. Очевидно, он никогда не видел кенгуру или циркового медведя. Эту формулировку блестяще опроверг Диоген. Он ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вон он, твой человек!». Тогда Платон уточнил определение: человек — это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Казалось бы, эта формулировка действительно описывает человека. Но, с точки зрения стороннего наблюдателя, собаки в опытах Павлова тоже проявляли способность к рассуждению. Как же еще можно объяснить то, что они выстраивали логическую цепочку: красная лампочка означает боль, зеленая — еду? Значит, если обучить ощипанного цыпленка реагировать на лампочку, он может считаться человеком? Правда, остаются еще плоские ногти... Есть у человека и другая отличительная черта — мягкая мочка уха. Но, согласитесь, все это как-то зыбко и неопределенно. Гораздо проще указать на человека и сказать: «Вот это — человек!». То есть дать определение на основании визуализации.

Издавна слова «познать» и «увидеть» выступают как синонимы. Мы говорим: «я видел собственными глазами», счи

тая это достаточным доказательством существования явления. В языках разных народов отражено корневое родство этих понятий. Так, во французском языке reflet — «отражение», reflechir — «размышлять»; в английском speculate — «размышление», speculum — «зеркало»; в немецком reflektieren — «отражать, рассчитывать, размышлять»; в русском языке родственны слова «созерцание» и «зерцало» (зеркало).

Но как же увидеть себя? Частично — можно. Но целиком... Не зря ведь говорят: не видать чего-то, как собственных ушей. Мы не можем увидеть собственную голову, не способны оказаться вне собственного тела, обойти себя кругом, рассмотреть спину. То есть визуализация является неполной. Любой человек, никогда не видевший себя, может считать себя ощипанным цыпленком, который, по какой-то прихоти природы, обзавелся плоскими ногтями и мягкой мочкой уха.

И вот, пока человек мучается в сомнениях, пытаясь определить самого себя, в игру вступает зеркало. Посмотрев на свое отражение, сравнив его с окружающими, можно смело заявлять: «Я — человек!».

Следовательно, зеркало можно назвать техническим инструментом нашей самоидентификации, которая является основой в нашем познании мира. Наше самосознание, представление о себе и мире формируются с помощью и под влиянием зеркала.

Иногда мы принимаем зазеркалье как отдельный мир, живущий по своим законам, населенный нашими двойниками и дубликатами окружающих нас вещей. Так что же, собственно говоря, происходит в зазеркалье? По каким законам оно живет? Эти вопросы приводят нас к тому, что мы условно назовем:

МАТЕМАТИКА ЗАЗЕРКАЛЬЯ

Повторюсь, название это очень условно. И выбрано разве что в честь Льюиса Кэрролла, который был математиком и описал законы зазеркалья в своей бессмертной книге «Алиса в Зазеркалье».

В зеркале все предметы «переворачиваются», предстают обращенными. Если вы протянете своему отражению правую руку, то увидите, что оно протягивает вам левую. Вот что пишет

Кэрролл: «...я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом. Во-пер-вых, там есть вот эта комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная., только все там наоборот!».

Вспоминаю задачу, решение которой мне очень понравилось. Вот она. Зеркало переворачивает изображение. Это всем известно и очевидно, стоит только посмотреть в зеркало Но почему в своем зеркальном отражении мы видим, что зеркало меняет левую и правую стороны, но не меняет верх и низ, хотя, по условиям симметрии, меняться должны все направления?

Оказывается, когда мы стоим перед зеркалом, то мысленно как бы обходим его сбоку и становимся за ним. Поэтому меняется правое с левым. А вот если представить, что мы перевалились через зеркало сверху, чтобы голова была внизу, то тогда казалось бы, что поменялись верх и низ, а левое и правое остались на месте. Нормальный человек, естественно, скорее «обойдет» зеркало, чем будет «переваливаться» через него.

Законы движения в зазеркалье так же вывернуты, как и неподвижные отражения. В самом деле, коль скоро в ответ на помахивание правой рукой отражение машет левой, то, если вы желаете попасть в какое-то место в зазеркалье, нужно идти прямо в противоположную сторону. Маленькая героиня Кэрролла этого не знала, поэтому «куда бы она ни шла, где бы ни сворачивала, всякий раз, хоть убей, она выходила снова к дому». И только пойдя в противоположном направлении, она вышла туда, куда хотела.

Но выбор направления — это еще не все. Любопытней другое. В нашем мире скорость есть частное от деления расстояния на время, то есть v = S/t. В зазеркальном мире все наоборот! Там v = t/S! Кэрролл был не просто сказочником, а математиком, рассказывающим сказку, и смог предвосхитить Эйнштейна. «Самое удивительное было то, что деревья не бежали, как следовало ожидать, им навстречу; как ни стремительно неслись Алиса и Королева, они не оставляли их позади... «Далеко еще?» — с трудом вымолвила, наконец, Аписа. «Не еще, а уже! — ответила Королева. — Мы пробежали мимо десять минут назад! Быстрее!»... Сложно двигаться в зазеркальном мире тому, кто привык к законам «пред-зеркалья». Это следствие закона движения, приведенного выше, — при большой скорости время велико, а расстояние мало. Чем выше скорость, тем меньше пройденное расстояние. Чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в пространстве.

Неудивительно, что пространство, имеющее такие законы, представляется загадочным. А загадочное кажется

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2003