Техника - молодёжи 2003-01, страница 23опасным. Умберто Эко в «Маятнике Фуко» пишет. «Если имеется зеркало, это уже просто по Лакану: вам хочется посмотреться в него. Но ничего не выходит. Вы меняете положение, ищете такого положения в пространстве, при котором зеркало вас отобразит, скажет: «вот ты, ты тут». И совершенно невозможно примириться с тем, что зеркала Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще Бог весть какие, отказываются вести себя нормально, издеваются над вами, отступите на шаг — и вы в поле зрения, шагнете хоть чуть-чуть — и теряете себя. Этот катоптрический театрик создавался специально для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения в пространстве... Появляется неуверенность не только себе, но и во всем прочем Исчезают вполне реальны вещи, которые вы видите ря дом с собой . нормально зеркало отражает получае мые из вогнутого лучи таки образом, что собственн предмета, очертаний его зеркале не видно, ощущает ся нечто призрачное, мимо летное и к тому же перевер нутое вверх ногами, где-то воздухе, вне зеркала...». Подобные «фокусы» зерк породили множество ми фов, сказок, легенд, мисти ческих историй. Но все он не имеют к математике да же условного отношения поэтому мы рассмотр лишь небольшую часть того, что назовем: ЛЕГЕНДЫ ЗЕРКАЛ Это неисчерпаемая тема Наверняка у каждого ест своя личная история о зеркале. А часто и не одна Вспомните как удивляете ребенок, впервые увидев се бя в зеркале Как-то я наблюдала, как растерялся котенок, увидев свое отражение. Он трогал гладкую поверхность зеркала лапкой, мяукал, тыкался лбом в стекло и изо всех сил пытался завязать хорошие отношения с тем котенком, которого видел перед собой. Маленький зверек не понимал, что это — он сам. только отраженный. Ребенок тоже не сразу начинает воспринимать отражение как себя, свою копию. Скорее, он считает, что это другой ребенок. И в сознании откладывается мысль, что там, за зеркальным стеклом, кто-то живет. И ребенок приходит к понятию «двойника». Двойник — это тот, кто живет в зеркале, в зазеркальном мире. Он очень похож на оригинал но, тем не менее, — другой, обладающий самостоятельностью. Очевидно, подсознательно каждый человек чувствует себя связанным со своим двойником в зеркале. Чем-то это напоминает общепринятое представление о связи между близнецами. Так, считается что если умирает один из близнецов, то умирает и второй, или, по крайней мере, чувствует смерть первого. То же и с зеркалом — разбитое (умершее) зеркало несет несчастье и смерть своему хозяину. То есть «смерть» зеркального двойника означает смерть оригинала. У многих народов: индийцев, таджиков, персов и других — известен свадебный обряд, когда жених и невеста должны смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников укрепит земной брак. Более того, у некоторых народов жених и невеста могли видеть друг друга впервые именно отраженными в зеркале, а не непосредственно. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Счита лось, что именно это должно принести удачу и счастье семье. Мне кажется, что практически у каждого в жизни было такое — когда смотришь на свое отражение рядом с дорогим человеком и говоришь: «Взгляни, милый (-ая), как мы хорошо вместе смотримся!». И это «хорошо вместе смотримся» наполняло любящих людей дополнительной уверенностью в собственных силах. А ведь здесь — отголосок веры в самостоятельное существование двоиника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы подсознательно верим в самостоятельность зеркального отражения Мне вспоминается цитата: «...Скоро тебе становится так одиноко, что ты начинаешь заговаривать с ящерицами а потом приходит время, когда они начинают тебе отвечать...» (Фредерик Браун, «Арена»). Как часто мы разговариваем с зеркалом?! По утрам мы говорим ему: «Привет! Что-то у тебя сегод ня помятая физиономия», или: «Ты сегодня неплохо выглядишь». Вечером, глядя в зеркало, мы говорим: «Спать пора, и вид уже совершенно сонный, вон глаза сами закрываются». Казалось бы, мы разговариваем сами с собой. Но это — беседа с зеркалом, со своим двойником, живущим там. Может быть, когда-нибудь он ответит. Хорхе Луис Борхес пишет о зеркальных существах, в частности, вспоминает миф о Рыбе: «В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, — не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь -еркала можно было входить выходить. Однажды ночью еркальный народ заполо-л землю. Силы его были елики, однако после крова-ых сражений победу одер-али чары Желтого Импера-гора. Он прогнал захватчи-ов, захватил их зеркала и приказал им повторять, как >ы в некоем сне, все дейст-ия людей. Он лишил их си-ы и облика и низвел до пос-еднего рабского положе-ия. Но придет время, и они обудятся от этой колдов-кой летаргии. Первой проснется Рыба... атем одна за другой пробуется и остальные формы. они станут от-от нас, перестанут подражать. Они разо-стеклянные и металли-преграды, и на этот их не удастся победить с зеркальными тва-будут сражаться водя-. (Хорхе Луис Борхес вымышлен- существ»). Тот же Кэрролл пишет, распахнуть дверь в нашей гостиной пошире, можно увидеть кусочек коридора в том доме, он совсем такой же, как у нас. Но, кто знает, вдруг там, где его не видно, он совсем другой?» («Алиса в Зазеркалье»), Вот оно, вечное опасение: а вдруг зеркала только притворяются покорными и смирными? Вдруг то, что они показывают, — это совсем не наше отражение? Кстати сказать, именно на вере в то, что наши отражения в зеркале — двойники — это не совсем мы, основан один из методов психотерапии. Врач-скульптор создает реалистичный лепной портрет пациента в натуральную величину. По мере того, как пациент узнает себя в этой скульптуре, а портрет приближается к завершению, болезнь проходит. Портрет неуловимым образом несет на себе печать болезни, а оригинал исцеляется. Скульптурный портрет — это как бы тот «двойник», которого больной каждый день видит в зеркале Созданный врачом «двойник» становится «плохим» чле ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2003 6 Техника-мо л о дежи № 1 21
|