Техника - молодёжи 2003-04, страница 54

Техника - молодёжи 2003-04, страница 54

Ш Т Р и

ХИ К ПОРТРЕТУ

В полдень 2 апреля 2002 г. мне доставили долгожданную бандероль от Т.Хейердала с его последней книгой «По следам Одина. В поисках нашего прошлого». Это был традиционный ответ Тура за 44 года нашей дружбы В сентябре 2001-го я послал поздравление с его грядущим 6 октября 87-летием, а 14 сентября — с 68-летием его четвертой жены Жаклин Бее, приложив, как обычно, свою публикацию. На сей раз это была напечатанная в журнале «Свет» статья «Солевар из Русы» с моей гипотезой о происхождении государства русов Тур тотчас отозвался благодарственным письмом в котором сообщил о первых итогах и перспективах его археологических раскопок в Азове и о том, что он сдал в печать написанную в сотрудничестве со шведом Пером Лиллиенстремом большую книгу, веря, что до Рождества Христова она выйдет в свет и он успеет ее прислать к моему 77-летию.

Просматривая эту книгу, полученную в начале апреля, я обратил внимание на дарственную надпись Тура и поразился ее своеобразию. Текст до моего имени он написал по-норвежски, а после моей фамилии — по-английски, причем непривычно неаккуратно, не дописывая слова до конца. Вот эта надпись в переводе на русский: «Моему ДРУГУ Генриху Анохину — с наилучшими пожеланиями тебе и твоей семье от Тура Хейердала. 2 января 2002 г.».

Я тогда с тревогой подумал:«Видимо, очень нездоровится мое-

18 апреля 2002 г. ушел из жизни знаменитый норвежский путешественник и ученый Тур Хейер-дал. В годовщину его памяти публикуем воспоминания о нем.

Генрих АНОХИН, заслуженный путешественник

Российской федерации, действительный член Русского географического общества РАН и Фарерской АН, член Русского исторического общества

КРУТЫЕ ТРОПЫ ТУт ХЕЙЕРДАЛА

му другу, который лишь раз в жизни болел, и сразу тяжело — осенью 1957 г., когда одна из сильнейших эпидемий гриппа уложила в постель едва ли не всю Европу1»

Раскрыв книгу, я обратил внимание на то, что на суперобложке в биографической справке Хейердал сообщает, будто он «биолог и географ». Между тем, он ушел с зоолого-географиче-ского факультета университета в Осло и ничего на эти темы не публиковал. Его работа была связана с возможными контактами древних народов через океаны. Но это относится к сфере исторической этнографии и археологии которым он никогда не обучался и дос

тиг всемирной известности лишь благодаря авантюрным моделированиям предполагаемых миграций. Кстати, никто из его спутников не был моряком, а сам он не умел плавать!

Не менее удивительны сведения о его соавторе, родившемся в 1932 г. Полагая, что он писатель фактический автор новой книги (как это было с предыдущими тремя большими томами о Хейердале), я узнал, что он «искусствовед и исследователь географических карт», в 1970-е гг., будучи самоучкой, сделал некие открытия, в частности в области экологии Канарских островов, что и сблизило его с обосновавшимся там Хейерда-лом.

Мои ожидания, что книга — слишком поспешный отчет об археологических находках весны 2001 г., целиком подтвердились. Ее составили беседы — диалоги, трилоги, квартеты и квинтеты, в которых «обсуждают» тему не только реальные личности — Хейердал и Лиллиенстрем, тот или иной ростовский археолог, но и «верховный вождь, шаман Один» и автор исландской саги о древнейшей, инглинговой эпохе скандинавов Снорре Стурлусон (1178 — 1241), а также другие мифологические герои и персонажи истории.

Вспоминаю, что в 1958 — 1962 гг. часть советских обществоведов, в первую очередь директор Института этнографии, член-корреспондент АН

Тур Хейердал (второй справа) на научной конференции в Институте этнографии Академии наук СССР в августе 1981 г.

На реплику автора (слева): «Вот зачем я вез тебя в эти болота к Яламе, в устье реки Самура, на границе Азербайджана и Дагестана!» — Тур Хейердал (в центре) вяловато произнес: «Да, это камыш — тот самый ваш рогоз, или арабский берди, из которого мы вязали свой «Тигрис», а в древности гобустанцы и шумеры — свои корабли». 30 августа 1981 г.

Тур Хейердал (справа) и директор Всероссийского института виноградарства и виноделия профессор Яков Иванович Потапенко в Опытном хозяй

стве института среди выращенных в нем новых

сортов виногра да, которым были даны названия «Кон-Тики» и «Аку-аку». 28 сентября 1969 г.