Техника - молодёжи 2003-04, страница 55

Техника - молодёжи 2003-04, страница 55

СССР С.П. Толстов, по итогам исследований Хейердалом индейцев Южной Америки, проблем заселения Полинезии, по результатам его дешифровки, с опорой на профессионала, немца Бартеля, древней письменности, называли Тура «расистом, фальсификатором, самопопуляризатором, сотрудничавшим с фашистами». Я же, аспирант-скандинавист упомянутого института, на ученом совете ответил директору: «Это недостойно ни члена-корреспондента Академии наук, ни самой Академии, ибо ни одно обвинение не соответствует действительности».

Почти трехлетняя борьба против обвинителей Хейердала для меня в феврале — марте 1961 г. закончилась безработицей. И все же позднее, став лишь младшим научным сотрудником, я сумел организовать приглашения Тура от АН СССР, а в четырех из пяти (кроме второго) научных посещениях норвежцем нашей страны разработал посуточные, а в пределах суток — почасовые их программы, оставаясь его неотлучным сопровождающим. Причем, в первый раз я как общественный ученый секретарь комитета по науке и технике Общества дружбы СССР — Норвегия, добился сметы на все расходы, а формальное, но именно научное приглашение Тура получил после личной беседы с директором Института географии АН СССР академиком И.П. Герасимовым, который относился к Хейердалу как к ищущему ученому. Во второй его приезд, в августе 1964 г., договорившись с главным редактором газеты «Известия» А.И. Ад-жубеем, я собрал в ее гостиной сторонников и оппонентов Хейердала и руководил в его присутствии состоявшейся дискуссией.

Получив последнюю книгу Хейердала, я убедился, что он помнит мою

роль в тех посещениях. В 1969 г. мой друг, директор Всероссийского института виноградарства и виноделия в Новочеркасске, профессор Я.И. Потапенко, зная о моем интересе в качестве скандинависта к раскопкам, предложил привезти к ним Тура с экипажем «Ра», беря на свой институт все расходы. Тур побывал на раскопках, но не выразил к ним интереса, больше его привлекло то, что Институт вырастил новые сорта столового винограда и получил вина, назвав их «Ра», «Кон-Ти-ки» и «Тур Хейердал». Гость попросил саженцы для своего хозяйства в селении Колла Микери в северо-восточной Италии.

В 1981 г. я показал свою статью «Предшественники "Ра" и "Тигриса" на Каспии» заместителю главного ученого секретаря президиума АН СССР Ю.В. Бромлею. В ней рассказывалось о наскальных рисунках в Гобустане. что юго-западнее Баку. Затем я устроил демонстрацию в президиуме фотоснимков, сделанных мной и Хейердалом. Азербайджанские ученые говорили, что увиденные ими корабли «были как будто дощатые, как бы поломанные». Им и в голову не приходила аналогия с камышовыми, о которых они ничего не знали. А Тур явно скучал..

И вот в последней книге, после десятилетий молчания на эту тему, Хейердал вдруг берется искать древних скандинавов в... Азове Ростовской области, а затем — их камышовые суда, на которых они якобы плавали из Скандинавии, мимо Варангер-фьор-да, в Каспий и обратно. Его не смущает, что он назвал скандинавов викин

Тур Хейердал (в центре) в историко-археологическом заповеднике Азербайджана — Гобустане — среди местных ученых.

гами, хотя это лишь наименование социальной прослойки — морских разбойников.

Тур пытается сыграть на созвучиях. Если древних асов и ванов из Инглига-саги современные ученые склонны условно поселять севернее Азовского и Черного морей, то Тур, вслед за придуманным им маршрутом каспийских камышовых судов, видит родство между древними асами и азербайджанцами, между ванами и древними племенами, обитавшими у озера Ван в северо-восточной Турции. Оказывается, Тур наладил близкие контакты с Азербайджаном и нашел поддержку у «президента свободной республики, ставшего, — пишет он, — моим другом Гейдара Алиева» и его старшего брата Хасана, президента АН Азербайджана, и эти отношения «после падения Советского Союза развилась в дружбу на высоком уровне».

Я отправил Туру письмо с откровенным мнением о его спорной книге, как прежде — о его сомнительных выводах насчет найденных в Азове скелетов турок позднего средневековья, коня с казачьей упряжью, пряжек, которые так же близки к скандинавским, как к греческим и прочим древнеевропей-ским. Я приложил свою статью «Тайные маршруты русов» о походах славян на судах в Каспий, на Табаристан в Персии и Берду в Закавказье, опираясь на сведения из персидских и арабских источников конца 1-го — начала 2-го тысячелетий н.э.

...Вспоминая его жизнь, я, может быть, лишь сейчас понял, какая она была взъерошенная. Женившись в 22 года на ровеснице, красавице Лив, Тур загорелся желанием уйти от цивилизации в райский уголок, бросил университет, хотя и взял тему изучения животных в условиях изолированного остро-