Техника - молодёжи 2003-09, страница 24

Техника - молодёжи 2003-09, страница 24

Научные редакторы серии статей, посвященных отечественным атомным подводным лодкам, - научный руководитель и директор ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова, академик РАН В.М.Пашин и начальник - генеральный конструктор СПМБМ «Малахит» В.Н, Пялов

В конце 50' х гг прошлого столетия началась история одного из самых необычных и интересных кораблей отечественного Военно-морского флота — высокоскоростной, автоматизированной, атомной подводной лодки малого водоизмещения с сокращенным экипажем проекта 705 (класса «Альфа» по классификации НАТО). Это был корабль с уникальными боевыми возможностями во многом опередивший свое время

Для оценки оригинальности и масштабности задачи, которая была поставлена конструкторам и решена ими при реализации этого проекта не мешает представить общую обстановку, сложившуюся тогда в иностранном и отечественном подводном кораблестроении.

За рубежом атомные подводные лодки были только в военно-морских силах США — 9 единиц, в том числе первый в мире ракетоносец «Джордж Вашингтон». Уровень торпедных субмарин с ядерными силовыми установками определился характеристиками новейшей лодки «Скипджек». Проектировался перспективный торпедный атомоход «Стерджен», сданный флоту в 1967 г. Наряду с торпедами, на их вооружении были приняты противолодочное ракеты «Саброк» с ядерным зарядом. К концу 1969 г. построили 86 атомных лодок, включая 41 стратегический ракетоносец с 16 баллистическими ракетами на каждом. В 1960 г на первое боевое патрулирование вышел «Джордж Вашингтон», имевший на борту ракеты «Поларис» с дальностью стрельбы около 2 тыс. км. Таким образом, с 50-х гг, возникла и стала непрерывно нарастать угроза СССР со стороны морской ракетной системы США.

У нас строилось много дизель-электрических лодок различных типов и серийные торпедные атомоходы первого поколения проектов 627, 627А, а также 658 с баллистическими ракетами. Предстояло строительство атомных ракетных крейсеров проектов 659 и 675, конструкторские бюро приступили к работам над торпедными и ракетными кораблями второго поколения Находящиеся в постройке и проектируемые советские торпедные атомоходы обладали подводной скоростью около 30 узлов, нормальным водоизмещением 3500 т, экипажи насчитывали до 100 моряков.

Руководство страны и командование ВМФ осознавали возрастающую угрозу со стороны США и общую необходимость совершенствования систем противолодочной обороны. Было признано, что ее наиболее эффективным средством могут стать скоростные, высокоманевренные атомные лодки с соответствующим вооружением.

К этому времени создатели первой отечественной атомной субмарины проекта 627, конструкторы СКБ-143 (ныне ФГУП СПМБМ «Малахит») уже вели поиск новых технических направлений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. Зарождалась идея «подводного истребителя» — автоматизированного высокоскоростного и сверхманевренного, малого водоизмещения с минимальным экипажем, Было очевидно, что воплотить этот замысел удастся только на основе нестандартных и даже революционных технических решений, отвечающих не только существующим уровню развития военной науки и способам ведения войны на море но и рассчитанным на будущее

Работы по проекту получившему номер 705, возглавил главный конструктор М.Г. Русанов, человек чрезвычайно энергичный, широко эрудированный, одержимый идеей создания малой атомной субмарины По решению правительства научное руководство поручили академикам АН СССР А.П Александрову, А.И. Лейпунскому, В А Трапез-

КОРАБЛЬ XXI ВЕКА

никову и А. Г Иосифьяну Им разрешали при обоснованной необходимости отступать от общепринятых норм и правил военного кораблестроения. По определению секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, новая лодка стала общенациональной задачей, попыткой осуществить рывок для достижения военно-технического превосходства над потенциальным противником Для этого потребовалось привлечь широкий круг самых передовых КБ и НИИ — корабль дол жен был складываться из уникальных «кубиков». Творческий процесс, порождающий новые идеи, охватил многие организации оборонного комплекса от Львова до Хабаровска.

Принципиальные решения по проекту были необычными, принимались нередко тяжело имели и многих сторонников и не меньше противников, возникавших в жестоких спорах с участием министров, главкома ВМФ, аппарата Военно-промышленной комиссии и ЦК КПСС.

Какими же были принципиальные решения, определившие в конечном итоге боевые качества и технический облик субмарины проекта 705 и сделавшие ее кораблем XXI в. за четыре десятилетия до наступления последнего?

Первое и важнейшее — малое водоизмещение. Проектирование начиналось с 1600 т, однако позже возросло до 2300 т Разница по сравнению со стартовой цифрой в 700 а не в 2000 т — это итог ежедневной «битвы насмерть» главного конструктора и всех сотрудников бюро за каждый килограмм веса. Заметим, современные атомоходы аналогичного назначения имеют водоизмещение не менее 7000 т. Очень важную роль в достижении этого сыграл выбор титана в качестве материала для прочного корпуса и основного оборудования Удельный вес титана почти в два раза меньше, чем у стали, он не обладает магнитными свойствами и коррозионно стоек в морской воде Малое водоизмещение корабля небольшие размеры и мощная силовая установка обусловили достижение высокой скорости подводного хода в 40,3 узла, поэтому лодка могла легко уходить от американских торпед Мк46.

В книге рекордов Гиннеса за 1990 г. сказано: «Самыми быстроходными подводными лодками являются корабли типа "Альфа", развивающие в подводном положении более 74 км/ч». Маневренные каче ства этих субмарин поражали даже опытных подводников, впервые попавших на них — на максимальной скорости лодка разворачивалась на 180' за 42 с. В «дуэльной ситуации» взаимного слежения это позволяло командирам наших лодок при постепенном повышении скорости до наибольшей с одновременной циркуляцией и изменением глубины погружения заходить противнику в «хвост», а «супостат» терял цель на экранах гидроакустических станций.

На этом корабле впервые были установлены всеглубинные гидравлические торпедные аппараты (выстрел производился водой под давлением) для него создавались противолодочная ракета «Вьюга» (наш ответ на «Саброк») и до сих пор не имеющая аналогов подводная ракета «Шквал», идущая к цели со скоростью 100 м/с — морское оружие «штыкового удара».

Самым трудным оказался выбор ядерного реактора для энергоустановки. Малое водоизмещение корабля требовало снижения ее ве са и размеров, что с традиционным реактором водо-водяного типа просто не получалось. Поэтому рассматривалось несколько вариантов. После многочисленных обсуждений вопроса на разных уровнях, споров и колебаний остановились на малогабаритной однореактор-нои паропроизводящей установке с жидкометаплическим теплоно

сителем среди достоинств которой была способность быстрого повышения мощности, что позволяло энергично наращивать скорость.

Что же касается паротурбинной установки, обеспечивавшей вращение гребного винта, предпочтение с самого начала отдали разработкам Калужского турбинного завода, на котором изготовили компактный блочный агрегат с основными удельными показателями, в два-три раза улучшенными по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами,

В то время численность экипажей атомохода составляла более 100 человек незначительно она изменилась и в наши дни Для решения поставленной задачи по проекту 705 команду было необходимо резко сократить, приблизив к нормам стратегического бомбардировщика. Оппоненты утверждали, что такой личный состав не справится с управлением кораблем и его системами, но «истребитель» сдали флоту с командой в 29 человек (25 офицеров и 4 мичмана). Сделать это удалось за счет автоматизации управления боевыми и техническими средствами, объединенными в связанные комплексы, исключения постоянных вахт в отсеках (вместо них ввели подвижные, с периодическим осмотром каждого). Механизировали все камбузные работы думали даже возложить обязанности кока на корабельного врача — был же коком начальник экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс» ее начальник И.Д. Папанин.

Очень важным и не вызвавшим серьезных разногласий решением было сосредоточение всех пультов управления кораблем и системами в главном командном посту. Командующий флотилией атомных подводных лодок адмирал А.П. Михайловский так оценил это нововведение. «Командир получил возможность одним взглядом окинуть весь экипаж и, при необходимости, в считанные секунды принять решение, соответствующее обстановке, отражаемой на пультах». Усилия по сокращению экипажа позволили создать целостную концепцию его спасения, по которой главный командный пункт, боевые посты, жилые и бытовые помещения были сосредоточены в отсеке-убежище, ограниченном с носа и кормы переборками, рассчитанными на полную глубину погружения субмарины. При катастрофе весь экипаж переходил из него в всплывающую спасательную камеру и в ней поднимался на поверхность с глубин вплоть до предельной. Такого и сегодня нет ни на одной подводной лодке. Были и другие необычные технические решения, которые невозможно перечислить в одной небольшой статье (дополнительную информацию об этих лодках см. в репортаже нашего специального корреспондента в «ТМ» № 10 за 1996 г)

Подводные лодки проекта 705 многие годы служили в 6-й дивизии Северного флота, совершив в общей сложности 32 похода продолжительностью по 50 суток. Случались и на них аварии, но обошлось без жертв.

В США в связи с их появлением пришлось пересмотреть некоторые программы противолодочной обороны.

Одним словом, в СССР были созданы и эксплуатировались атомные подводные лодки, которые по сочетанию таких тактико-технических элементов, как водоизмещение, скорость полного подводного хода, маневренность, вооружение и численность экипажа не имели и не имеют равных среди отечественных и зарубежных

Однако в начале 90-х гг. прошлого столетия ВМФ России, в силу известных причин, оказался не в состоянии содержать боевые корабли, тем более такого уровня, обеспечивать их полноценными экипажами и базовыми средствами. Вполне боеспособные атомоходы, не отслужив положенного срока, были выведены из состава флота, Американцы образцы своих достижений в подводном кораблестроении («Наутилус , «Альбакор», «Алюминаут») превратили в памятники. А у нас порезали и продали по цене металлолома лодки 705-го проекта, не оставив потомкам памяти о том, на что были когда-то способны их предки ■ Борис ГРИГОРЬЕВ, ведущий конструктор СПМБМ «Малахит»