Техника - молодёжи 2003-12, страница 26

Техника - молодёжи 2003-12, страница 26

N> ГО

В планах отечественного кораблестроения предусматривалось создание нескольких подводных атомоходов 3-го поколения, в том числе — многоцелевой АПЛ проекта 945 и опытной, проекта 991 того же назначения, но с исключительно жесткими требованиями к подводной шумности.

Традиционно созданием многоцелевых субмарин занималось СПМБМ «Малахит». Однако проект 945, по которому намечалось строительство кораблей на заводе «Красное Сормово», передали ЦКБ «Лазурит» в г. Горький, а работу над опытной особо малошумной лодкой проекта 991 поручили «Малахиту». Эскизное проектирование обеих закончилось в 1972 г. В «Малахите» потра тили два года на поиски способов обеспечения заданного уровня шумности. Весь комплекс проведенных в отрасли научно-ис-следовательских и опытно-конструкторских работ не мог решить эту задачу, но после всестороннего и тщательного анализа были найдены оригинальные и простые решения Их проработка и расчетное обоснование показали, что шумность будет в два раза ниже заданной.

Считаю своим долгом назвать трех специалистов, чей творческий вклад был определяющим в решении этой проблемы: сотрудники «Малахита» А.И. Колосов ГВ Асеев и А.В. Авринский из 1-го ЦНИИ МО.

А что же дальше? Проект 945 одобрили для дальнейшей доработки, 991-й закрыли как опытный, а его технические решения рекомендовалось использовать в других кораблях. Но эта рекомендация последствий не имела, так как в иных проектах требования к шумности были менее жесткими, сами они конструктивно были уже оформлены, а предложения «Малахита» требовали значительных переделок и находились вне плановых НИОКР Поэтому ЦНИИ имени А.Н. Крылова, не отвергая в целом идеи конструкторского бюро, подтвержденные расчетами по его же методикам, советовал руководствоваться плановыми НИОКР. Таким образом, технические предложения проекта 991 остались невостребованными. К счастью, ненадолго.

В первой половине 1970-х гг. в США развернули крупносерийное строительство многоцелевых атомоходов типа «Лос-Анжелес», оснащенных новым цифровым гидроакустическим комплексом, а затем подготовка использования крылатых ракет «Тома гавк» для стрельбы по береговым объектам и кораблям с дистан ции до 2500 км. Заметим, заокеанские субмарины были менее шумными, и несмотря на усилия наших специалистов, превосходство в скрытности оставалось за вероятным противником. В то же время темпы строительства титановых атомоходов проекта 945 на «Красном Сормове» были низкими, а сами корабли из-за ограничения в водоизмещении не имели возможности для серьезной модернизации. На «Малахите» продолжили проектные поисковые работы над многоцелевой лодкой со стальным корпусом и с учетом опыта, накопленного на эскизном проекте 991 — над особо малошумной. В июле 1976 г. было принято решение на основе проекта 945, минуя стадию эскизного, разработать технический проект многоцелевой субмарины для строительства на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а затем и в Севе-

«БАРСЫ», ПОТОМКИ «БАРСОВ»

родвинске Создание нового корабля поручили «Малахиту», его разработку возглавил начальник и генеральный конструктор бюро Г.Н. Чернышев, бывший главным конструктором многоцелевых атомоходов 2-го поколения проектов 671, 671РТ и 671РТМ (см. «ТМ» № 7 за 2003 г.). Новому проекту присвоили номер 971 («71» — наследование технических традиций большой и удачной серии кораблей, «9» — принадлежность к 3-му поколению).

Действительно лодки проекта 971 были развитием архитектурно-конструктивного типа отечественных субмарин с ракет-но-торпедным и минным вооружением, над которыми на «Малахите» работали с конца 50-х гг. Свое воплощение первая многоцелевая лодка получила в проектах 671 и 705. Корабли проекта 971 стали последними представителями всех отечественных атомоходов 3-го поколения. Они отличались от других «современниц» не только внешне, но и внутренней архитектурой и компоновкой оборудования, что объяснялось возрастающими требованиями к подводной шумности

Все блоки внутреннего оборудования ставились не непосредственно на прочный корпус, но на специальные пространственные многоярусные рамы, подвешиваемые на амортизаторах к переборкам. Так подвешен даже реактор в водяном баке радиационной защиты. Если учесть, что и сами агрегаты тоже ставились на свою индивидуальную звукоизолирующую подвеску, становится понятным, что колебания, образующиеся при их работе во внешнюю среду практически не передаются. Кстати, такая конструкция значительно облегчила монтаж оборудования, что было крайне важно приборно-агрегат-ная начинка постоянно изменялась в ходе постройки .

Таким образом, проект 971 можно считать уже не двух-, а трехкорпусным,

В верхней части 1 -го отсека размещены торпедные аппараты и боезапас, палубой ниже — приборы гидроакустики, под ними аккумуляторная батарея. 2-й отсек ограничен сферическими переборками чья прочность близка к основному корпусу. Над ним установлена всплывающая спасательная камера, верхняя палуба занята главным командным пунктом с двумя перископами, пультами управления оружием, движением корабля и рядом технических средств, а также рубкой и гидроакустической аппаратурой, в остальной части отсека расположены каюты и бытовые помещения. В 3-м отсеке — рубки и радиоэлектронные комплексы с выдвижными антеннами — связи, разведки, радиолокации и заборник воздуха для компрессоров. 4-й отсек реакторный, в нем водо-водяной реактор, над ним обитаемая палуба с электрооборудованием. 5-й отсек отдан паротурбинной установке с главным турбозубча-тым агрегатом, турбогенераторами, холодильными машинами и вспомогательными механизмами. В 6-м отсеке оборудование систем, приводы рулей, выделенные в отдельное помещение. На вертикальном стабилизаторе в гондоле размещена

лебедка с буксируемой гидроакустической антенной.

В 1977 г. требования по шумности вновь ужесточили. Сейчас трудно объяснить причину, но тогда руководство Минсудпрома, поддержав возражения ЦНИИ имени А.Н. Крылова и Калужского турбинного завода, не позволило Г.Н. Чернышеву внедрить найденные и обоснованные в проекте 991 технические решения по снижению подводной шумности. Заказчики из ВМФ промолчали. Остался «задел на модернизацию», которая, к сожалению, не наступила

В 1980 г., когда первая секция прочного корпуса была подана на стапель, было решено внедрить на головном корабле новейший гидроакустический комплекс с цифровой обработкой информации. Увеличилась длина корабля, на год сдвинулся срок сдачи, но было предоставлено время после нее на отработку комплекса в морских и океанских условиях и на акустическую доводку корабля. Забегая вперед, скажу, что эти два года после сдачи позволили отработать (а затем и внедрить на всех лодках 3-го поколения) новейшее гидроакустическое вооружение, а на проекте 971 при серийном строительстве существенно снизить подводную шумность. Пример такой целевой и всесторонней отработки важнейших вопросов является, пожалуй, единственным в отечественном подводном флоте.

Темпы работ были исключительно высокими, рабочий день часто не ограничивался 12 ч, И работники завода, и конструкторы бюро, и военные моряки понимали важность порученного им дела, К сожалению, у всех это сказалось на здоровье...

В сентябре 1984 г. на севере сдали головную лодку проекта 945 в декабре на Дальнем Востоке первую проекта 971. Замеры шумности последней дали ошеломляющие результаты Хотя и не на всех частотах было достигнуто требуемое, но стало ясно, что контроль за ситуацией в наших руках. И это было получено при применении созданного для 3-го поколения оборудования без дополнительных мер по снижению шума в источниках, в основном, за счет конструктивных и схемных решений.

С удвоенной энергией продолжались работы по ликвидации «пиковых» частот, от корабля к кораблю характеристики шумности улучшались, и лодки уверенно выходили на уровень лучших зарубежных аналогов типа «Лос-Анжелес» последних модификаций Обладая к тому же превосходством в скорости и глубине, лучшей маневренностью, имея современное и мощное оружие и не имеющие аналогов неакустические средства обнаружения субмарин по кильватерному следу, лодки проекта 971 представляют серьезную угрозу вероятному противнику даже в зонах его господства. Они могут наносить чувствительные торпедные и ракетные удары по подводным лодкам и надводным кораблям, сковывая значительные группировки противника, а также с высокой точностью поражать крылатыми ракетами наземные цели. Эти корабли — идеальное оружие для слабой стороны каковой и стала Россия.

Они стали получать названия «потаенных судов» дореволюционного флота — «Барс», «Волк» и т.п. В НАТО их окрестили «Акулами», а с середины серии «улучшенными «Акулами», последние