Техника - молодёжи 2003-12, страница 41

Техника - молодёжи 2003-12, страница 41

ского корпуса, согласно данным Нур-денсвана, составлял от 25—40% в пехоте и от 10 до 27 % в кавалерии.

«Армфельд выбрал очень хорошую позицию — на равнине между двумя опушками леса, у реки Кюро. В центре стояла укрепленная деревня Наппо».

Действительно организация позиции у Наппо не была случайностью. «Армфельт, следуя приказам из Стокгольма, выбрал наиболее удачную позицию на реке Стор-кюро, надежно прикрывая путь на Васу и далее по льду Ботнического залива в Швецию. Она опиралась на расположенную на невысоких холмах деревню Наппо. Холмы господствовали над местностью. С них четко просматривались все подходы к дороге на Васу и река. В деревне были возведены полевые укрепления для пехоты и две артиллерийские батареи на четыре тяжелых орудия. Кроме того, пришлось выровнять склоны, чтобы можно было перемещать полковую артиллерию. Наппо была центром, на который опиралась

обойти шведов через лес. На реке оставался обоз с отрядом под командованием генерал-лейтенанта И.И. Бутурлина. Он должен был ударить противнику в тыл и завершить окружение его войск.

Марш начался в 2 часа ночи 19/20 февраля 1714 г. Голицын пустил впереди колонны лыжников, но, несмотря на это, только к 10 часам утра его части вышли к левому флангу противника. Этот маневр русских войск полностью обескуражил шведов. Армфельт срочно приказал перестраивать фронт своих войск. Кроме того, в возникшей давке и сутолоке пушки завязли в сугробах, и их с трудом удалось установить перед фронтом полков.

Голицын блестяще воспользовался заминкой шведов. Он развернул свои отряд в необычный боевой порядок. Пехотные батальоны (батальон Вели-колуцкого полка, три сводных батальона из Выборгского, Нижегород-

Карта сражения при Лаполе

вся шведская армия, стоявшая в две линии фронтом на восток.

Войска не испытывали проблем со снабжением и теплой одеждой, но их моральный дух был низок, уровень душевной апатии был велик не только среди солдат, но и среди офицеров. Финское ополчение, удерживаемое силой, было ненадежным резервом этой армии. При первой возможности ополченцы старались дезертировать, что зачастую им и удавалось. Поэтому ряды ополчения поредели задолго до сражения с корпусом Голицына» (X. Удцгрен).

Шведское командование считало, что противник будет действовать вдоль дороги и реки, так как лес считался непроходимым из-за глубины выпавшего снега. Увы, Голицын опрокинул все надежды шведских генералов. На военном совете было принято решение обойти левый фланг противника. Русские войска должны были

ского и Петербургского полков, 2-й из Сибирского, Галицкого и Арханге-логородского полков, 3-й из Московского и Троицкого) встали в первой, а три гренадерских батальона (из 1-го и 2-го гренадерских полков) — во второй линии. Кавалерия разместилась в интервалах между ними. Артиллерия была сосредоточена на флангах боевого порядка. Подобный глубокий боевой порядок не позволял противнику прорвать позиции русской армии, тем более, что она обладала явным превосходством в артиллерии.

Шведскии командующий построил свои войска в две линии — в центре пехота, на флангах — кавалерия. Центром шведской армии командовал лично генерал Армфельт, а кавалерией - полковник де ла Барр. Желая помочь своей артиллерии, не успевшей вовремя занять исходные позиции, и отбросить противника в лес, Арм-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2*2 0 0 3

фельт отдал приказ о начале атаки. Шведская пехота, утопавшая по пояс в снегу, медленно пошла вперед, ведя залповый огонь. Как впоследствии признавал князь Голицын, «такого скорого и тяжелого огня на мою особу никогда не бывало».

Действительно, «было необходимо расстроить ряды неприятеля и не дать ему сохранить порядок. Наши солдаты шли вперед с большим трудом, ибо снега было более метра. Под метким огнем мушкетеров, рус ские стояли непоколебимо. Они молча смыкали ряды и отвечали залпом на залп. Многие так и остались лежать в снегу, а раненые, вопиющие о помощи, замерзали насмерть».

Подпустив противника на 15—25 м, русская пехота и артиллерия открыли ураганный огонь. Несмотря на большие потери, каролины упорно шли вперед и вскоре противники сошлись в штыки. Кавалеристам де ла Барра удалось потеснить русских драгун, но эскадроны второй линии, отразили атаку неприятеля. В это время, отряд Бутурлина атаковал врага. Русская кавалерия смогла перейти реку по льду и ударила шведам во фланги. Первой ретировалась с поля боя шведская кавалерия, причем бегство возглавил сам полковник де ла Барр. Впоследс таии, военный суд приговорил полковника за неисполнение воинского долга к изгнанию с королевской службы. Шведская пехота под предводительством командующего держалась до конца и почти вся полегла на месте.

Когда у Наппо появились казаки Фролова, финское ополчение разбежалось, фактически не оказав никакого сопротивления. Видя угрозу полного окружения, пехотинцы также бросились бежать к Васе. Надо отдать должное солдатам Нюландского и Та-вастгустского пехотных полков, отступившим с поля боя в относительном порядке.

В ходе сражения русские потеряли 421 человека убитыми и 1047 ранеными, шведы — 5135 убитыми (из них около трех тысяч — раненые, замерзшие насмерть), 524 пленными, 7 пушек, 4 гаубицы и 20 знамен. За все сражение шведская артиллерия сделала всего 62 выстрела. Через два дня пала Васа и деморализованная шведская армия отступила далеко на север Финляндии. Спустя некоторое время пала последняя шведская крепость Нейшлот. Таким образом, почти вся финская земля оказалась в руках русской армии.

За победу при Лаполе (Наппо) князь Михаил Михайлович Голицын был произведен в звание генерал-аншефа, а пожалованные царем 10 000 рублей потратил на новые сапоги для своих солдат. Александр Данилович Менши-ков, узнав о поступке князя, назвал его «дураком». Такие порывы были непонятны «полудержавному властелину», привыкшему грабить государственную казну. ■

39