Техника - молодёжи 2003-12, страница 54

Техника - молодёжи 2003-12, страница 54

ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО.

.ЧЕЛОВЕК

ПРЕДЫСТОРИЯ. В 60-х гг. прошлого века на радиотехническом факультете Куйбышевского авиационного института учился Валерка Грушин. От других современников и соучеников его отличали две вещи: он был «душой» студенческого ансамбля «Поющие бобры» и туризмом был увлечен «выше среднего». Первое сделало его человеком, известным в городе и области, второе — позвало в конце лета 1967-го в сплав по реке Уде в Саянах (кто забыл географию — это горный хребет на юге Восточной Сибири, упирается в Байкал). Там он и погиб, спасая детей начальника местной метеостанции...

Год спустя в Жигулях, в урочище Каменная чаша, помянуть Валерия собрались несколько сотен человек, в основном — членов туристских клубов, и — «адептов» уникального направления искусства, уже тогда названного «авторской песней».

ОБЛИК И МЕСТО. Напомню, что туристские слеты разного уровня в то время были делом более чем обычным. Не были чем-то особенным и фестивали туристской песни. Но товарищи погибшего студента нащупали нечто новое, как оказалось — уникальное: походно-туристское по форме, песен-но-художественное по существу. Жанр, поныне вызывающий ожесточенные споры и неприязнь «профессиональных критиков», получил идеальную аудиторию, наиболее подготовленную к его восприятию! Мало того — аудиторию, привыкшую решать самые разнообразные организационные и технические проблемы...

2-й фестиваль переместился в более доступное место — на Мастрюковы озера, в пойме левого берега Волги, примерно посредине между Куйбышевым и Тольятти Своеобразный ландшафт — прямо в берег озера упирается 70-метровый травянистый (когда-то) склон — подсказал остающееся уникальным оформление фестивальной сцены (тогда — единственной, сейчас — главной). На глади озера расположился туристский плот (с тех пор и поныне сооружаемый студентами Куйбышевского политехнического института), с которого выступали участники концерта; зрители же расположились на склоне, естественным амфитеатром спускающемся к воде.

Конструкция и облик «эстрады» претерпели немало трансформаций, и первая случилась уже в следующем году: туристский плот приобрел форму гитары, с «грифом» — мостками. «Задником» стал шлюпочный парус, тогда же — на 3-м фестивале — на нем появилась чеканная эмблема: глядящие в душу зрителям глаза Грушина и образованная языками пламени аббревиатура КуАИ — так тогда назывался родной ВУЗ Валерия (ныне — Самарский Государственный Аэрс космический университет). Бурное распространение складных байдарок и катамаранов привело к тому, что не только на фестивальной «Горе» (именно так, с большой буквы!), но и в воде стало тесно. Сама гитара, однако, давно уже стала свайной конструкцией, правда — быстровозводимой и столь же быстро демонтируемой.

«ОЗВУЧКА». Уже второй фестиваль собрал 2,5 тыс. человек, третий — около

ТЕХНИКА ДЛЯ ПОЮЩЕЙ «ГОРЫ»

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

4 тыс. Естественно, для того, чтобы кто-то что-то услышал на концерте, нужен либо профессионально поставленный голос (но даже он на лесной поляне вряд ли сработает...), либо — звукоусилители. В то время такую аппаратуру активно делали все, кому не лень, — наступала эпоха расцвета ВИА и дискотек. Однако условия работы на Грушинском были и остаются экстремальными: выступления на эстрадах идут по 20 часов в сутки, а вокруг — заливные луга и многочисленные озера, что означает высокую влажность.

Нет, аппаратура нужного качества в природе существует. Но это — очень дорогое удовольствие. В любом другом месте с подобным количеством зрителей даже не очень высокая цена на билеты решила бы проблему. Однако БРАТЬ ДЕНЬГИ ЗА ВХОД — столь кощунственная идея не приходила в голову членам оргкомитета ни разу за все 35 лет! Это же Грушинский!..

В результате — и в начале XXI-го века здесь работают с техникой, устаревшей даже для музеев. И не проходит ни одного фестиваля без каких-то проблем с «озвучкой». Однако на «электронном ломе» работают мастера своего дела, пример тому — события нынешнего. 30-го фестиваля. В самом начале гала-концерта (на «Горе») сгорел... главный микшерский пульт. Все. главного — для очень многих — события года не будет? Ничего подобного. Пульт-то нашелся, но главное — его заменили в ходе уже начавшегося концерта — и никто ничего не заметил.

Кстати, необходимость обеспечить электричеством усилители стала одной из главных причин выбора для проведения фестиваля именно этого места: заливные луга, гигантский естественный амфитеатр, и все это — в... ста метрах от электрофициро-ванной железной дороги! От придорожной ЛЭП и сделан отвод на трансформатор, через который запитываются усилители, освещение, насосы...

Собственно, перечисленного достаточно для проведения ТУРИСТИЧЕСКОГО фестиваля авторской (читай — под гитару) песни. Так бы оно и было, если бы...

КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО. Напомню — в 1968-м, помянуть Валерия, собрались 600 человек. На 3-м Грушинском, в 1970-м, были уже 4 тыс. человек. На 4-м — 5,5 тыс. На 5-м — 8 тыс., 6-й собрал 15 тыс., 7-й — 18 тыс., 8-й — 20..

12-й фестиваль — в июле 1979 г. — превзошел все мыслимое на тот период: на Федоровских лугах (10-ю км ближе к Тольятти) собрались 100 000 человек! Электрички, обычно почти пустые на этой линии, брались штурмом (тогда вспоминались фильмы о Гражданской войне) — со всеми вытекающими последствиями для их «материальной части». Несмотря на все усилия оргкомитета и добровольцев, экологические последствия для рекреационной зоны в сердце 1,5-миллионной городской агломерации были ужасающими.

Всем причастным к делу — и, в первую очередь, организаторам — было ясно, что ситуацию надо менять. Но областные власти пошли по самому простому пути, запретив в следующем, 1980-м, проведение

13-го фестиваля...

Грушинский возродили в 1986-м. На 13-м фестивале было 27 тыс. человек, через 4 года население фестивального лагеря перевалило за 100 тыс., а в ночь главного концерта, с первой субботы на первое воскресенье июля, из Самары и Тольятти съезжались, по некоторым данным, еще до полутора сотен тысяч...

Разумеется, это уже НЕ туристы Но и 100000 жителей одной поляны — это достаточно серьезно. Когда около 30 тыс. палаток стоят почти вплотную друг к другу, неизбежно встают три глобальных проблемы, никогда не возникающих перед «обычными» туристами: вода, дрова и туалет.

«ТРИ КИТА». Начнем с последнего. Кто-то подсчитал, что в «дотуалетную» эру страждущим необходимо было отойти от лагеря не менее чем на 5 км. Жесточайшая нужда заставила решить эту проблему достаточ-

Фестивальмая поляна. Незанятое место — стадион, на котором проходит традиционный футбольный матч «сборная Самары — сборная мира». Горизонт закрывают Жигулевские горы