Техника - молодёжи 2004-03, страница 53

Техника - молодёжи 2004-03, страница 53

и

А .

АЛМАЗОВА — Это была не самоцель, а суть моих действий. Я очень люблю разрабатывать что-то новое, люблю посмотреть, что из этого получается и, в конце концов, оказывается, что делаю очень неплохую продукцию. И еще мне повезло, что руководство головного НПО «Химавто-матики» оказалось достаточно компетентным, чтобы оценить новаторские разработки, и не только мои. Я считала и считаю до сих пор, что должен наступить век приоритета технологий, а это значит — век разумного использования всех ресурсов, включая природные. Технологии настолько должны быть гибкими, чтобы можно было использовать их на всех предприятиях и химических, и прочих других.

Вот уже почти 14 лет я в свободном плавании со своим коллективом единомышленниц и, это может показаться парадоксальным, но наше небольшое ООО НАТЭП имеет внедренные технологии на 350 предприятиях на всей территории СССР. Именно СССР. Я не могу себе представить нашу страну иначе.

Т А Р А С О

БОРИСОВ — А как Вы стали изобретателем? Ведь есть мнение, что таковым может стать человек, который в детстве перенес очень серьезный стресс: упал с третьего этажа и не разбился, тонул, но не утонул, подвергся нападению, но ускользнул — то есть был шокирован настолько сильно, что мозги сдвинулись как бы и стали думать неординарно. А у Вас был ли стресс в детстве или в юношестве?

АЛМАЗОВА — Да был, и я об этом упомянула. Мне было 10 лет, когда моя мама, будучи врачом, была отправлена на Украину в санитарном поезде, я поехала с ней. Немцы отступали от Киева, и я во время бомбежки получила серьезное ранение — у меня парализовало руки. Это была жуткая психологическая травма. Но у меня был еще и бзик — я очень хотела стать инженером, именно инженером-химиком. И когда меня везли на операцию, я умоляла врачей, чтобы спасли мои руки, так как я хочу быть инженером. В конце концов, я стала им, и это держит меня на плаву до сих пор. Оказалось доста

У

г мм

точно того, что я преодолела непреодолимое и стала тем, кем есть.

Я наизобретапа десятки технологий и процессов. Большинство из них — специфические и потому неинтересны широкой аудитории, но есть у меня наработки для всех понятные и нужные. Постараюсь коротенько рассказать, показать и удивить.

Рука с пистолетом рвет по центру стоящий рядом бумажный экран. Раздается выстрел (холостой)

— В этом выстреле из этого пистолета реализованы ДВЕ мои технологии: я умею делать скользкие стволы и скользкие пули, в результате чего точность стрельбы многократно возрастает. Сам же пистолет воронен по-моему.

Знаете, что такое химическое и электрохимическое оксидирование (воронение)? Этот процесс протекает прямо-таки в чудовищных условиях: изделия или детали погружают в ванны с концентрированной щелочью, где при температуре 140 — 160°С их тонируют от светло-серого до глубо-ко-черного цвета, в зависимости от времени пребывания в этом аду.

Мы предлагаем всем, кому претит инфернальная технология, свою, не имеющую аналогов в мире по простоте, экологической чистоте и дешевизне. У нас в гальваническом цехе на подоконниках растут цветы, а в уголке расположен стол, за которым персонал перекусывает в обеденный перерыв.

Наше покрытие происходит из нетоксичного водного раствора (рН = 6 — 7) контактно-химическим способом (ноу-хау) без подвода внешнего источника тока. Чтобы ускорить процесс вдвое, можно поддать и току, но

ТАРАСОВ — Вы хотите сказать, что переняли мой опыт, организовав независимую от государства структуру, то есть своеобразный кооператив?

АЛМАЗОВА — Именно так. Я ведь хорошо помню, как Вы доказали свою правоту и честность в делах, заплатив 90 тысяч полновесных рублей партийных взносов. Я придерживаюсь тех же принципов и до сих пор не изменяю ни своему решению, ни своему коллективу, который сплочен и трудится на благо Отечества.

БОРИСОВ — Откуда Вы берете силы для преодоления всех конъюнктурных и прочих препятствий, которые стоят на пути Вашего дела?

АЛМАЗОВА — Они возникают от этого сладостного слова «свобода». Но свобода — это не просто слово, а некое осознание цели. Оно же возникло у меня еще в детстве.

Оппоненты Э.А. Алмазовой — двое академиков (один из них химик) и делегат от ВИАМ — очень въедливая тех-нологиня (третья справа), остро, но не убедительно критиковавшая героиню

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2 0 0 4

51