Техника - молодёжи 2004-04, страница 67Г mи Bf 7 £ икальная пермская деревянная скульптура стала в наши дни объектом при-J стального внимания специалистов, казалось бы, далеких от декоративно-прикладного искусства. Уже 20 лет, по ини-■ циативе искусствоведа Галины ■Тиховой скульптуры покидают «мерею для посещения каби-рентгенолога. Рентгенограммы — дело довольно кропотливое. На работу с одной фигурой уходит до трех дней. Съемка производится, как правило, в двух взаимоперпендикулярных плоскостях. Для каждой скульптуры подбираются индивидуальные условия съемки. Учитывается разный размер просвечиваемых частей (голова, туловище, мелкие детали), толщина и характер красочного слоя, который может быть и рентгено-контрастным. Необходимо также устранить блики, которые могут привести искусствоведов к неправильным выводам. Эти старания вознаграждаются сторицей. Вот некоторые тайны скульптуры «Николы Можайско- Оказалось, что внутри она полая. Внутреннее пространство, близкое по форме к вытянутому прямоугольнику, сделано для того, чтобы при изменении температуры и влажности дерево не порвало. Полы одеяния вырезаны тремя вертикальными блоками, которые скреплены с оборота шкантами, коваными гвоздями и крупными металлическими стержнями. На рентгенограмме видно, что на конце штырей применялась резьба. Просветить, чтобы понять. Рентгенолог А. И. Новиков и инициатор исследований Г.А. Тихова (слева) с необычным пациентом «Никола Можаискии» деревни из Зеленята го» из деревни Зеленята, раскрытые рентгеном. ЖШ VLI- у_Г '<)1\\ША |