Техника - молодёжи 2004-04, страница 65Изображения распятия Христа в западноевропейском искусстве восходит к 430 г., когда были созданы деревянные врата церкви св. Сабины в Риме. С тех пор образ распятого на кресте Христа занимает ключевое место в христианском искусстве и в интерьере церквей. Но если для европейского искусства натуралистические формы традиционны, то для русских ваятелей переход к «живоподобной» пластике был, как сказали бы сейчас, «инновационным». Появлению необычных изображений Сына Божьего способствовали... с ▲ Неизвестный резчик 17 в. явно причислил Христа к уральской расовой группе 3 ~ Динамика поз, жестов и разворотов фигур создает ощущение, что это актеры на секунду застыли _ на сцене, и действие вот-вот продолжится ► ▼ Для иконографии такой облик Саваофа необычен Усекновенная глава Иоанна Предиечи ►► Пока неизвестно, но рвтггенодогл посещал язычники. Тяжело расставалась ро-доплеменная знать вогулов (манси) с язычеством, ведь это означало для них потерю власти. Чтобы малой кровью удержать христианство, духовенство вынуждено было идти на компромисс с населением, не желавшим отказываться от своих культовых мест и традиций. Деревянная скульптура, представленная в уникальной коллекции Пермской Государственной Художественной галереи, тоже явилась такого рода «мостиком в православие». Но это не было подражанием языческим антропоморфным идолам — болванам. Анатомические несоответствия распятия из Соликамска придают еще большую пронзительность страданиям богочеловека, показывая величие духа перед бренной оболочкой. И, словно для сравнения, рядом — правильно сложенный, крепкий Иисус из Усолья. Глубоким пониманием стиля барокко, непременно предполагающего развитие формы в пространстве, отличаются Распятия с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдали ной и сотником Лонгином (с.Усть-Боровая XVIII в.). «Распятия с предстоящими» распространились в русской иконописи с XV, в скульптуре — с XVII в. Большие г" TksJ г. ? скульптуры устанавливались в храмах на особых постаментах, поменьше — на панихидный столик, за жертвенник, помещались в киотах или вешались на стену вместо икон. Иконография Господа Саваофа распространилась в культовой деревянной пластике в XVIII— XIX вв. Саваоф изображался в большинстве случаев старцем с седыми курчавыми или длинными волосами. Великолепная работа Дмитрия Титовича Домнина, по стилю стоящая между барокко и классицизмом, является ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 4 2 0 0 4 63
|