Техника - молодёжи 1993-06, страница 67

Техника - молодёжи 1993-06, страница 67

L-* 1

Ж

к> Ф

: г*

к -1

<ар

DYTttKPEET

Андрей ЛЯПУНОВ,

историк

... Нещадное сентябрьское солнце обжигало обнаженные спины рабов. Раскопки на горе Голгофе, что близ Иерусалима, долго не приносили долгожданного результата. Экспедиция, предпринятая в IV веке матерью византийского императора Константина благочестивой Еленой, грозила сорваться. Наконец заступ одного из работающих ударился о дерево. Из земли извлекли огромный Т-образный крест. Радостные крики огласили округу. Но тот ли это крест, на котором, по преданию, распяли Спасителя нашего? — спрашивали изумленные люди. Ведь вместе с Инсусом казнили двух разбойников. Значит, из трех крестов лишь один может быть чудодейственным. И вот, по велению митрополита Макария к выкопанным брусьям поднесли подготовленного к погребению мертвеца, и — о, чудо! — он ожил. Так произошло обретение креста Господня.

Однако история важнейшего христианского символа начинается вовсе не с событий, происшедших в Палестине почти 2 тысячелетия назад. Как орудие казни он издавна применялся в Древнем Риме (вспомним хотя бы Аппиеву дорогу, уставленную столбами с распятыми восставшими рабами-спартаковцами) и по форме напоминал греческую букву «тау» — Т (рис.1). Называли его Антониев, или разбойничий (обозначая тем самым виновность казнимых). В те же времена существовал и схожий по форме египетский крест «анх» (рис.2), знаменовавший собой таинства загробной жизни. (Впоследствии его взяли на вооружение масонские ложи.) При утверждении христианства в Западной Европе за основу символа приняли канонический латинский крест (рис.3). Одна из разновидностей последнего — крест Св.Петра (За). Как следует из жития апостола, тот сам пожелал (из смирения перед Учителем), чтобы его распяли иначе, а именно — вверх ногами. Широко использовался (особенно в раннем средневековье) и вильчатый (библейский) крест (рис.4), которым украшали рукописные страницы Нового завета.

Известный издавна косой крест связан с мученической смертью другого апостола — Андрея Первозванного, первого проповедника христианства в землях к северу от Черного моря. Его также распяли необычным способом — на скошенных под острым углом брусьях (рис.5). Православным же символом обычно считают 6-конечную крестовину (рис.6). Косая поперечина внизу, по мнению некоторых исследователей, обозначает закрепленную на одном гвозде планку, на которую опирался ногами осужденный. Этим ему доставляли дополнительные страдания — ведь на зыбкой опоре невозможно удержать равновесие. Другие модификации: 7-коне-чный (рис.7; планка наверху с надписью ИНЦИ, то есть «Иисус Назаретянин — Царь Иудейский») и 8-конечный (рис.8). Близки к ним кресты, получившие распространение на русском Севере (рис.9), а также Патриарший (рис.10), право носить который на своем головном уборе — клобуке имеет лишь глава Русской Православной Церкви. Ну а у римских пап крест иной формы (рис.11), католические же священнослужители рангом пониже — архиепископы — щеголяют так называемым «лотарингским» крестом (рис.12). Да

и стоящие между ними на иерархической лестнице кардиналы отнюдь не обделены (рис.15). Весьма похож на кардинальский и другой вариант римского креста — клеверный (рис.16).

В Армении, где издревле существует автокефальная церковь, принято свое изображение распятия (рис.14). В Литве, вплоть до XV века сопротивлявшейся введению христианства, его форма (нередко называемая по имени одного из властителей страны Ягел-лонской) тоже немного отличалась от общеевропейского стандарта (рис.13).

Нередко на храмах можно видеть и Константинов крест (рис.17), где от распятия расходятся лучи. Близок к нему монограммный (рис.18), в котором слиты начальные буквы имени Спасителя — I и X. Вообще-то существует целое семейство разветвленных крестов, названных в честь отдельных святых, а также городов и стран, где они впервые начали проповедовать. Это и Антониев 4-част-ный (рис.19), и румынский (рис.20), и иерусалимский (рис.21), и коптский (рис.22) — символ египетских христиан-монофизитов, и флорентийский (рис.23), и многие другие. В XIV — XV веках в христианских странах появилось огромное количество разновидностей креста, в которых некоторые элементы подавались в гипертрофированном виде, а иные попросту были убраны — ради красоты и лаконичности символа. Так возникли кресты: пнистый (рис.24), перронный (рис.25), шпажный (рис.26) и даже шишковидный (рис.27). А стреловидный, или треугольный (рис.28), настолько прижился на берегах Лабы и Влтавы, что стал более известен как чешский, или богемский.

Крест швейцарский, или гельветический (рис.29), мы можем и сегодня видеть на флаге этой страны, где в евангельские времена жило кельтское племя гельветов. Австрийский же крест (рис.30) за характерную форму его перекладин часто именуют пушечным, а иногда даже армейским. Но какими бы ни были четырехконечные западноевропейские распятия, в России они до XVIII века напрочь отвергались и пренебрежительно именовались «крыжами». Так, Леопольдов крест (рис.31), названный в честь императора Священной Римской империи, проник к нам лишь в период царствования Екатерины II, Мальтийский — ее сына Павла. Среди крестов встречались и экзотические разновидности — расщепленный (рис.33), якорный (рис.34), лилейный (рис.35), клиновидный (рис.37), по названиям которых нетрудно догадаться об их форме. Список можно пополнить и пизанским (рис.36), «изобретенным» в городе, славном своей падающей башней.

Особняком стоят старинные символы народов Северной и Центральной Европы. В них и крестовину порой угадать сложно. Мягкие, скругленные формы отличают кельтские (рис.38 и 39), нордический, или норманнский «техкур» (рис.40) и змеевидный (рис.43) кресты, более близкие нам по времени знаки Руперта (рис.41) и Фультского общества — одного из идейных предтеч национал-социализма в Германии (рис.42). Как известно, гитлеровцы частично использовали в своей эмблематике старинный азиатский символ Солнпа — архаичную свастику (рис.44). Подобные изображения нередко встречались у восточных народов. Приведем,

к примеру, монгольский (рис.45), крюковид-ный (рис.46), индийский (рис.47) кресты. Самым древним исследователи считают так называемый гаммированный (рис.48), как бы соединяющий в себе четыре греческие буквы «гамма» — Г. А к «молодым» можно отнести немецкий нацистский (рис.49) и галицийский (рис.50) кресты. И уж совсем недавно постперестроечная эпоха одарила нас еще одним — знаком политического союза «Русский национальный собор» (рис.51).

Ну а где можно увидеть священные символы? Конечно же, на куполах храмов и погостах. Затейливый по форме крест, похожий на ветвистое древо, весьма характерен для Руси XV —XVI веков. Именно тогда были построены церковь Петра и Павла в Новгороде (рис.52), московские храмы Георгия в Коломенском (рис.53) и Антипия в Колы-мажном дворе (рис.55), церковь Покрова в Зверине монастыре (рис.56). Поздние кресты стали украшать фигурками ангелов (рис.54 — Петропавловский собор в Петербурге работы знаменитого мастера Доменико Тре-зини), мифических животных (рис.58 — колокольня вологодского храма Вознесения), флажками-флюгерами (рис.59 — колокольня Рождественской церкви в Нижнем Новгороде). Вычурные навершия с расходящимися лучами (полагают, что они символизируют капли крови Христовой, осиявшие мир) венчают уже упомянутую церковь Вознесения в Вологде (рис.57) и храм Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре. Насыщен «архитектурными излишествами» и крест вологодской церкви Ильи Пророка (рис.60). Кстати, изогнутая долька внизу, вопреки распространенному толкованию, вовсе не повергнутый мусульманский полумесяц. По мнению исследователей, это изображение либо чаши жертвенной крови Христа, либо попранной Смерти в виде могильного червя, пронзенного святым крестом.

Неподалеку от Сумского посада высится громадный поклонный крест (рис.61). Сооружения такого рода возводились на возвышенных местах около крупных городов. Прохожие молились, делились подаянием с нищими, подводили своего рода итоги дальнего пути. Надпись МЛРБ у основания означала слова церковной службы: «Место Лобное Рай Бысть».

Энциклопедией русского креста можно по праву назвать «Господин Великий Новгород». Его формы здесь необычайно разнообразны. В качестве примера приведем кресты на церкви Спаса на Ильине улице (рис.63 и 64), Петропавловском соборе в Кожевниках (рис.65), на храмах Иоанна Богослова (рис.66), Святого Климента (рис.67), Петра и Павла на Славне (рис.68), Иоанна Милостивого (рис.69) и соборе Знаменского монастыря (рис.70).

Древний, как мир, символ... Крестом клялись, крест целовали. Его ставили вместо подписи, им украшали одежду не только священники, но и воины. Он сопровождал от рождения до смерти и язычника, для которого служил мифическим знаком — тотемом, и благочестивого христианина, ежегодно отмечающего праздник Крестовоздвижения (о нем мы упомянули в начале статьи), и даже атеиста, в речи которого сохраняются старинные традиции (например, распространенная фраза «поставить крест на чем-либо»). И в наши дни «крестный путь» креста продолжается.

К 3-й стр. обложки