Техника - молодёжи 2004-05, страница 4ТВОРЦЫ Жизнью доказано, что лучшие фантасты не лгут. Они могут ошибаться в чем угодно, только не в самом главном: все, что способен вообразить человек — возможно. Представьте себе пушку, выстреливающую живым человеком на расстояние 120 м. Ничего, что человек этот летит не на ядре и не на Луну, а, например, во время открытия Олимпийских игр приземляется с родным российским флагом на главном стадионе столицы... Барон Мюнхгаузен был успешным изобретательным мечтателем. Или мечтательным изобретателем. Но вот чтобы это счастливое качество могло соединиться с золотой жилкой удачливого предпринимателя... А это, тем не менее, случилось с одним нашим соотечественником, человеком, чьей смекалки, жизненной энергии и здорового авантюризма хватило бы на многих. 15 лет назад «ТМ» уже писала об этом человеке, чья жизнь продолжает складываться по законам приключенческого романа... Равиль Рамазанов родился в Уфе в 1955 г. Учился в художественной школе-интернате по классу хореографии. В 12 лет выиграл конкурс по набору в цирковые акробаты (одаренных ребят собирали тогда по всей стране), попал в Московскую цирковую студию и стал артистом-акроба-том в группе знаменитого Льва Николаевича Хоменко. Так началась его звездная жизнь. В то время на базе Московского цирка создавались национальные цирковые группы — Рамазанов оказался, соответственно, в башкирской. При первой же тарификационной комиссии в Москве ему присвоили высшую категорию в акробатике. Сколько Равиль себя помнит, фантазировать, совершенствовать готовое, предлагать новшества, было излюбленной частью его деятельности на любом рабочем месте. Работая акробатом, он стал придумывать технические приспособления для трюков. Выступая в группе Владимира Замоткина (он первым в мире исполнил сальто на ходулях), Равиль однажды решил, что ему пора исполнять уже двойное сальто и на одной ходуле: для этого требовалось сделать ее из легкой трубы. Встал вопрос: где ее взять? Тут и начала просыпаться в нашем герое необычайная предприимчивость, проистекавшая из желания во что бы то ни стало увидеть в действии результат задуманного. Титановую трубу нужных размеров достать в то время было очень сложно. За помощью пришлось обратиться к Ю.В. Никулину: только он смог добиться разрешения «вынести» для такого дела заготовки с авиационного завода — небольшие трубы из алюминиевого сплава Д16Т. Одновременно с этим Равиль разработал крепления, позволяющие не находиться подолгу в наклонном положении, пока пристегиваешь ходули — приспособление на резинке без всяких ремней просто защелкивается и подходит под любой размер. «2 секунды — и ты на манеже»! Но и на двойном сальто акробат-изобретатель останавливаться не стал: со временем он освоит трюк «4 сальто с винтом» и будет на тот момент едва ли не единственным в мире, кто мог его исполнить. К этому времени он уже заметно превзошел уровень национального коллектива. Для профессионального развития необходимо было перейти в акробатическую группу посильнее. Сначала это была украинская группа «Запорожская сечь» под руководством Василия Москаленко, в которой артисты исполняли комические номера и делали сложнейшие трюки. Выполняя один из них, Равиль получил тяжелую травму позвоночника, после чего его, как говорится, собирали по частям... Но жажда жить и работать оказалась сильнее. Упорный дух помог справиться с немощью тела, и вскоре Равиль уже выступал в группе Владимира Селифанова в цирке на проспекте Вернадского. Произошла лишь смена жанра — теперь это был «полет над сеткой». За этот блистательный номер группа впоследствии «взяла» Золотой приз в Монте-Карло... Но спустя ка-кое-то время Равиль ушел и из этой группы — по его словам, там были воздушные акробаты, которые летали лучше его, а он всегда хотел быть лидером и этого не скрывал. Во время перестройки его приглашали работать тренером в Канаду. Уже имея заграничный опыт, Рамазанов, не думая, отказался: если очень захотеть, можно заработать и дома. Много надежд возлагалось на гастроли по странам Скандинавии Пушка, стреляющая человеком, появилась на арене цирка чуть более века назад |