Техника - молодёжи 2005-01, страница 38

Техника - молодёжи 2005-01, страница 38

и н

л

ОЗАРЕНИЕ ПО ЗАКАЗУ:

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

на логику и интуицию

Как обычно относятся к логике и интуиции? Считается, что логически мыслят все и почти всегда, но логика к оригинальным идеям не приводит. Логические рассуждения, мол, приводят к очевидным идеям. А вот оригинальные идеи возникают в результате интуитивного озарения. Как Ньютона: шмякнет яблочко по темечку, и, глядишь, озарило!

Но что понимается под логическим мышлением? Классический пример силлогизма - ответ на вопрос: «Умрет ли Петр?». Считается, что ответ возникает в результате рассуждения по схеме: «Петр - человек, все люди - смертны, следовательно, и Петр умрет». Кто, где и когда слышал или видел, чтобы люди действительно рассуждали устно или письменно в такой развернутой форме? Ответ бы

вает сразу: «Конечно, когда-нибудь да умрет». Подразумевается, что такие рассуждения происходят в скрытой форме. Точнее, подразумевалось до недавнего времени. Новое понимание механизмов логического мышления сформировалось в 60-70-е гг. XX века в работах по искусственному интеллекту, когнитивной лингвистике и когнитивной психологии.

В соответствии с этим новым пониманием основа мышления - структура знаний (СЗ), подсознательная модель мира. Ответ на вопрос возникает как автоматическое следствие распространения активационного процесса по СЗ от элементов, соответствующих словам вопроса. Логичность ответа обусловлена логической организацией самой структуры знаний. Так что обычно сразу возни

Николай ОВЧИННИКОВ

кающие ответы на вопросы правильнее оценивать как интуитивно-оче-видные. Любой ответ человека, по сути, всегда логичен, так как обусловлен структурой знаний, которая построена с учетом принципов логики. Другое дело, что у людей разная СЗ, и то, что для одного является естест-венно-логичным, другой может оценить только как озарение!

Взглянул Остап Ибрагимович Бен-дер на мадам Грицацуеву, и ему сразу стало ясно: для того, чтобы проверить наличие бриллиантов в ее стуле, надо на ней жениться. Почему такая мысль очевидна для Бендера и не очевидна для читателя? Нормальный читатель - не жулик, для него институт брака дело если и не священное, то, по крайней мере, серьезное, надолго. А как сообщают Ильф и Пет