Техника - молодёжи 2005-01, страница 53(золото, серебро, бронза и дерево для рукоятки). Рукоятка систра украшена изображением кошки с человеческим лицом, кот с человеческим лицом изображен и на верхней части выпуклой пластины (по описанию Плутарха). У основания пластины изображены две богини: Изида и Нефтида, представляющие образы порождения и распада. В труде Плутарха «Изида и Озирис» говорится, что порождение и распад связаны с движением элементов в природе, которые в систре символически представлены металлическими стержнями. При встряхивании подвижные стержни издают пронзительное звучание. Все это исполнено значения, ибо таким образом напоминается о вечном движении и о том, что надо встряхивать и поднимать всякий раз то, что сникает и впадает в застой. Игрой на любимом инструменте кошачьих богинь владела и прекраснейшая из женщин Нефертити. «Умиротворяющая Атона голосом сладостным, своими руками прекрасными с систрами» - говорится в одном из древних текстов. Легендарная царица Клеопатра, судя по всему, серьезно относилась к тому, что ей было известно о систре из египетской традиции и даже использовала множество систров, раздав их своим людям в битве при Акциуме (31 г. до Р.Х.) - с целью воздействия на противника. Впрочем, тщетно: магия и хитрость египтянки, замешанные на любовной страсти, не смогли победить волю Окта-виана, сделавшего ставку на нравственность и здравый смысл, - так что систры Клеопатры пели победу Рима. Играли на систре и простые женщины, целыми толпами, вместе с мужчинами направлявшиеся в город Бубастис, где ежегодно справлялся праздник в честь богини-кошки Бает. Все вместе они плыли на барках по водам священного Нила. Некоторые играли на систрах, отбивая звонкий ритм, в который вплетались красивые мелодии флейт, другие пели, поддерживая ритм хлопками в ладоши. По дороге они делали остановки, выходили на берег, зажигая своим весельем жителей окрестных селений: игры, песни, танцы - кажется, что сама «владычица опьянения» Хатхор была их тайной спутницей (в эпоху Нового царства Бает и Хатхор отождествлялись между собой). Возможно, это не было опьянением в привычном для нас понимании. Немного вина лишь добавляло раскованности, а чарующие мелодии, захваченные звонким ритмом систров, словно светлые бури, смывали грусть, страх и уныние. Богиня-кошка незримо присутствовала среди людей, играя на волшебном систре. Этот ритм отзывался в пространстве, и каждым ударом систра дочь Солнца возвещала о победе Космоса над Хаосом. С закатом цивилизации фараонов ее музыкальная культура перешла к финикийцам и грекам (у ионийцев систр стал символом чистоты). С завоеванием Египта римлянами, ее влияние стало ощутимо не только в Вечном городе, но и в самых отдаленных его провинциях: римляне завезли систр (систрум по латыни) в Германию, Галлию, Британию. Многочисленные изображения «кошачьей погремушки» можно было видеть на фресках Геркуланума, Помпей - везде, где культ Изиды находил своих поклонников. Самые известные римские писатели не обходят вниманием этот инструмент. В знаменитых «Метаморфозах» Апулея богиня Изида, держащая в правой руке систрум, является главному герою Луцию, чтобы освободить его от колдовских чар. С приходом христианства география систрума как инструмента священной музыки сократилась до небольшой области Египта, где живут копты - потомки древних египтян, исповедующие христианство и сумевшие адаптировать свои древние традиции к его канонам. Сохранился систр и в соседней с Египтом Абиссинии (позднее Эфиопии, Эритрии), где он называется «dsanadsel». По сей день в христианских храмах коптов и эфиопов можно услышать звон систра. Встряхивая систр, священнослужитель акцентирует внимание паствы на той или иной части службы. Есть у этого жеста и мистическое значение - систр символизирует крылья ангела в полете. Во всем остальном христианском мире систр был на время забыт, его слабый голос еле слышался в подводных течениях эзотерических традиций гностиков и катаров - Средневековье для них, как и для кошек, стало периодом репрессий (надеюсь, в оптике нашего взгляда на историю систра это сочетание не покажется некорректным). Эпоха Возрождения вновь явила миру систр. Волшебная погремушка божественных кошек занимает свое место в «иконографии», но уже светской: на дворцовых фресках, воскрешающих сюжеты античности, где систр мелькает в руках всевозможных нимф и наяд. Звучит он и в симфонических оркестрах, например, в опере «Сивильский цирюльник». «И однажды, когда вы держите систр, на котором пел Бог, вы его больше не покидаете...» (Бальзак. «Seraphita»). Музыка фараонов не забыта в XIX и XX вв., под ее влиянием создаются глубокие, мистические произведения. Эхо традиций древних оркестров с берегов Нила вдохновляли Дебюсси и Равеля, чьи композиции вновь соединили вместе звучание священных труб, лиры, арфы и систра - но теперь уже под сводами готических храмов, в лучших концертных залах мира. Прошлое имеет будущее и у будущего есть продолжение - говорит, не произнося ни слова, но все же «говорит» всегда юная богиня-кошка, играющая на систре. п Иллюстрации: 1 .Русалки с систром 2. Божественная кошка 3. Систр - музейный экспонат 4. ...и герой старинной гравюры. ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 5 51 |