Техника - молодёжи 2005-02, страница 11

Техника - молодёжи 2005-02, страница 11

многие другие попросту махнули рукой, решив, что проблема безнадежна.

Чтобы строго изложить суть дела, нам пришлось бы углубиться в дебри квантовой физики, употреблять такие термины «функции Грина», «глю-онные вершины» и т.д., которые понимают лишь немногие специалисты. А потому придется нам, видимо, ограничиться наглядными аналогиями и сравнениями.

В сегодняшнем представлении физиков весь мир состоит из элементарных частиц. А сами элементарные частицы - из кварков - этаких «пер-вокирпичиков мироздания». Между собой все это связано разного вида взаимодействиями. Ныне количество обнаруженных частиц исчисляется уже сотнями и конца этому не видно. Растет и количество кварков. Зато видов фундаментальных взаимодействий между ними известно всего четыре - гравитация, электромагнетизм, слабое и сильное взаимодействия.

Первые два вида вряд ли нуждаются в пояснениях, с их проявления

те, затем вел научную работу в Гарварде и Принстоне.

Ныне профессор Гросс руководит Институтом теоретической физики при Калифорнийском университете Санта Барбары. За свои научные достижения он удостоен множества престижных наград. Кроме того, он является членом Американского физического общества, национальной академии наук, и еще целого ряда комитетов и ассоциаций, что позволяет ему влиять на многие организационные и административные решения, касающиеся науки.

В связи с этим, некоторые злые языки утверждают, что порой Гросс злоупотребляет свои влиянием, любит показать свое могущество. Впрочем, большинство коллег вполне прощают ему данный недостаток, поскольку своей властью Гросс пользуется лишь на благо дела.

Фрэнк ВИЛЧЕК родился в 1951 г. в Нью-Йорке. Получив степень бакалавра в Чикагском университете, он

ми мы сталкиваемся буквально каждый день. Что же касается двух других видов, то следует напомнить, что слабое взаимодействие расталкивает протоны и нейтроны, образующие ядра атомов, а сильное взаимодействие, напротив, удерживает их вместе.

Нынешние лауреаты постарались объяснить природу сильного взаимодействия. Говорят, именно благодаря ему, кварки невозможно отыскать по отдельности; они образуют лишь группы по два или по три, склеенные между собой так называемыми глюонами (от слова «глю» -клей). А частицы этого самого «клея» и есть носители сильного взаимодействия.

Так вот, стремясь описать механизм действия этого самого «клея» исследователи углубились в такие дебри математики, что многие из них завязли в уравнениях, потеряв представления о физической сути, которую должны описать математические выражения.

В числе этих теоретиков, к сожалению, оказались и наши исследователи во главе с профессором Е.С. Фрадкиным. Они раньше нынешних лауреатов провели исследования так называемой бета-функции, но не обратили внимания на ее знак. А он оказался отрицательным. И понадобилось еще немало времени и усилий, чтобы понять, почему так получается.

Вилчек с коллегами смогли осознать, что «минус» указывает на необычное свойство сильного взаимо

приступал к научно-исследователь-ской работе в Принстонском университете под руководством профессора Гросса. Здесь они произвели те самые расчеты, которые легли в основу теории, за которую они ныне получили Нобелевскюу премию.

В 1974 г. Вилчек защитил докторскую диссертацию и на протяжении семи лет преподавал в том же Принстоне. Затем он получил должность профессора Калифорнийского университета Санта-Барбары, а с 1988-го снова стал работать в Принстоне, в Институте перспективных исследований, сотрудником которого некогда был и Альберт Эйнштейн.

Кстати, Вилчек внешне похож на автора теории относительности и знает это. Он сам сказал однажды, что специально просил поселить его в том же доме, где некогда жил Эйнштейн. «Я надеялся, что тоже когда-нибудь получу Нобелевскую премию, как и мой предшественник».

действия. А именно: в отличие от прочих видов взаимодействия, ослабевающих с увеличением расстояния, тут дело обстоит как раз наоборот - сила взаимодействия между кварками с увеличением расстояния как раз растет!

Один из лауреатов, Дэвид Гросс, поясняя суть дела, привел такую аналогию: «Представьте себе, будто частицы связаны между собой некими резиновыми лентами. При попытке растащить частицы, ленты натягиваются и активно противодействуют этому процессу. В то же время, когда частицы находятся близко друг к другу, они практически не ощущают натяжения лент, находятся как бы в свободном состоянии. Его мы и назвали «асимптотической свободой»...

Ныне эта теория, подтвержденная в ходе научных экспериментов на ускорителях, является составной частью так называемой «стандартной модели» в микромире. Сегодня физики-теоретики работают над универсальной концепцией строения Вселенной, так называемой «теорией всего», которая бы позволила согласовать стандартную модель с теорией относительности. Однако пока эта работа идет без особого успеха.

Тем не менее кое-кто из ученых предполагает, что она, среди прочего, может когда-нибудь привести и к созданию сверхмощной «кварковой бомбы». Никто ведь не знает, что будет, если дернуть за глюоновые «ленты» так, чтобы они порвались... п

О Дэвиде ПУЛ ИТЦИРЕ биографические сведения весьма скудны. Он ведет очень замкнутый образ жизни, избегает публичных выступлений, не дает интервью. Известно лишь, что родился он в 1949-м, в 1974 г. защитил докторскую диссертацию и Гарвардском университете и вот уже четверть века является профессором физического факультета Калифорнийского института в Пас-садене.

Впрочем,есть любопытная деталь и в его биографии. Оказывается, в свое время он... снялся в голливудской картине «Толстяк и малыш». Главную роль в ней играет Пол Ньюмен, а речь в кино идет об истории создания первых атомной бомб, которые неофициально так и назывались «Толстяк» и «Малыш». Пулит-цер сыграл в кинокартине небольшую роль физика, участвующего в Манхеттенском проекте, который и привел к созданию атомного оружия. п

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2' 2 0 0 5

9