Техника - молодёжи 2005-02, страница 12

Техника - молодёжи 2005-02, страница 12

РОБОТОТЕХНИКА

Как часто бывает на выставках, самые сложные вещи - наименее зрелищны, а вот от наиболее простых экспонатов - зрителей не оторвать. Так случилось и на сей раз, на презентации проекта «Ассоциация спортивной робототехники», что прошла 19 декабря прошлого года в помещении Бойцового клуба Академии спортивных единоборств.

«Гвоздем программы» должно было стать (и впоследствии стало) Открытое первенство Москвы по боям

кость создаваемых средств моделирования и обеспечивает моделирование возможно большего числа разных вариантов, хотя в реально показанных играх число роботов в команде не превышало пяти.

Судя по тому, что чемпионаты России и СНГ по виртуальному футболу среди роботов (а точнее, среди алгоритмов и программ группового управления роботами) регулярно проводятся

с 2001 г. и в них приняли участие более 40 команд из России и Украины,совершенствование методов управления роботами идет не-

Футбол роботов... это сражение алгоритмов

роботов, но началась презентация... с награждения победителей чемпионата России и СНГ 2004 г. по виртуальному футболу. Это не тот виртуальный футбол, что хорошо известен любителям компьютерных игр типа «Футбольный менеджер» или Total Club Manager, и не online-co-стязания людей-трене-ров, руководящих виртуальными футбольными командами через Интернет и электронную почту, как в Virtual Soccer Online League. He знаем, удалось ли профессору В. Павловскому, руководителю этого проекта, донести до зрителей, жаждущих насладиться битвой роботов в реале, смысл мельтешения на большом экране (рис. 1)

Робот по имени «Тачка» -неоднократный победитель состязаний мобильных роботов

Ольга

ГОЛУБЕНКО, Валерий ПОЛЯКОВ, к.т.н. Фото Алексея АЛЕСКОВСКОГО

синих и красных кружков (это команды) в погоне за черным (символизирует мяч), но читателям журнала сразу скажем: нам демонстрировалось состязание между алгоритмами, по уровню сложности сравнимыми с мощными шахматными программами. Эти спортивные соревнования - один из элементов большой научно-ис-следовательской работы, имеющей целью создание средств программного и программ но-аппаратного моделирования футбола роботов и развитие алгоритмов и программ управления роботами-футбо-листами и, как мы подозреваем, не только футболистами. При моделировании игры роботов в футбол не делается предположений о специфических особенностях их двигательной активности, и такие предположения не закладываются в систему. Однако считается, что роботы имеют

минимально достаточные средства управления, в качестве которых приняты линейное ускорение и угловая скорость (т.е. считается, что роботы могут управляться по ускорению и по повороту, причем так, как это принято в моделях колесных роботов). Роботы также должны «видеть» границы площадки и иметь средства восприятия информации о текущей игровой ситуации на поле. Не ог-раничивается количественный состав иг-р а ю щ и х команд, что повышает гиб-

Мобильный робот «Кронус», оснащенный оригинальной системой технического зрения

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2' 2 0 0 5

10