Техника - молодёжи 2005-04, страница 20

Техника - молодёжи 2005-04, страница 20

ИНСТИТУТ НЕЛ

МЕЛАНОЭФФЕКТ

СВЕТЛАНЫ ЛЯХ

Светлана Павловна Лях - писаная русская красавица, даже сегодня, в свои «за 60», | не потерявшая очаровательности.

Родилась в Москве. Получила класси-I ческое среднее образование. Затем - вы-I сшее, на биофаке МГУ став микробиоло-1 гом, о чем мечтала. Причем, таким классным специалистом, что ей сразу же пред-I ложили пойти в аспирантуру самого 1 престижного столичного Института микробиологии АН СССР, где в 1970 г. защи-I тила диссертацию на тему адаптации ми-I кроорганизмов к экстремальным услови-I ям существования. После чего 15 лет ве-] рой и правдой служила любимому делу на | благо советской науки.

Казалось бы, биография достаточно ти-I пичная, однако, прописывая ее, я умолчал I об одном обстоятельстве: до 1990 г. Свет-| лана Павловна НЕ ГОВОРИЛА вслух.

Она не была от рождения глухонемой, I нет. В 1943 г. семилетняя «дочь полка», правда, при матери-разведчице 3-го Белорусского фронта, попала под артоб-I стрел. Очнулась в дымящейся воронке.

Живая, но без слуха и голоса. Слух вскоре восстановился, но развился логоневроз тяжелой формы. Поэтому все годы учебы, затем научной работы она общалась с однокашниками, друзьями и коллегами только посредством записок, мимики и жестов.

Кстати сказать, благосклонная Высшая аттестационная комиссия (ВАК) создала прецедент, выдав ей документ, в соответствии с которым защита диссертации Светланы Павловны проходила с помощью «переводчика» - научного руководителя, зачитавшего доклад. На вопросы оппонентов соискательница отвечала письменно. И защитилась без единого «черного шара».

Такой вот поворот, но это еще не интрига. Она - впереди, да не одна. Так что -читайте дальше.

* * *

Мы познакомились со Светланой Павловной осенью 1998 г. в Брюсселе на инновационном Салоне «Эврика», где ей присудили престижнейшую золотую медаль за созданный и довольно продвинутый в уче

ном мире микробиологический препарат с загадочным названием АстроМеланин.

Из краткого сообщения я уяснил, что это весьма действенное средство лечения целого букета болезней самых разнообразных патологий и локализаций, своего рода панацея, в которую я, признаюсь, не верил.

После торжественной церемонии награждения я обратился к Светлане Павловне за разъяснением и услышал дивный по тембру голос, но... с заиканием и довольно сильным. Полноценной беседы не получилось, но, обменявшись визитками, мы условились встретиться позже.

Каковой же была моя радость увидеть Светлану Павловну в следующем году на инновационном «Конкурсе Лепин» в Париже. Конкурс длится почти две недели, так что времени для контактов было предостаточно, и Светлана Павловна неспешно, и потому почти без заикания, рассказывала мне об АстроМеланине -чудо-препарате, который в высшей степени «корректировал» ее судьбу.

Я приведу лишь некоторые фрагменты

диктофонной записи.

* * *

- Откуда взялся ваш АстроМеланин, почему он «астро», и что он собой представляет?

- Его происхождение загадочно, как и все, что с ним связано. Моя судьба, в частности. А история такова.

Муж моей научной руководительницы, доктора биологических наук Елены Леон-гардтовны Рубан Игорь Павлович был художником второй Антарктической экспедиции, которая состоялась в 1957 -1958 гг.. Помимо судовой и экспедиционной ролей, Игорь Павлович получил еще специфическое задание супруги: собирать биологические пробы в разных местах ледового континента. Игорь Павлович поусердствовал и привез из экспедиции специальный чемоданчик с герметично упакованными пробирками.

В институтской лаборатории образцы стали исследовать по стандартным микробиологическим методикам и тестам: в чашечках Петри в стерильных условиях проходили необходимые процессы. И вот в одной из проб в чашечке с питательной агаровой средой стала развиваться микробная колония необычного аспидно-черного цвета. Она-то и явилась родоначальницей препарата, названного впоследствии уже мною АстроМеланином.

- А откуда был взят образец?

- Со скального грунта антарктического острова Хесуэлл. Не из почвы, которой там вообще нет, а из разрушенного эрозией камня. Игорь Павлович прихватил еще и цельный кусочек этой породы. Впоследствии выяснилось, что она -b-радиоактивна. Это подтвердили специалисты одного из НИИ, в который обратилась Елена Леонгардтовна.

- И много вы вырастили этих удивительных микробов?

- Для хорошо оснащенной микробиологической лаборатории - а таковая была -задача легко решаемая. Был бы полноценный штамм. Для определения систематического положения, то есть классифицирования микроорганизма, было проведено множество опытов.

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И 4' 2 0 0 5