Техника - молодёжи 2005-10, страница 13

Техника - молодёжи 2005-10, страница 13

пусть и б недостаточном количестве - тяжелая полевая артиллерия. Да и в отношении горной артиллерии тоже сделали правиль-нью выводы (которых, кстати, не сделали немцы). Армию удалось обеспечить вполне удовлетворительными по конструкции снарядами для орудий всех калибров.

Вот только одно «но» - по опыту войны с Японией был сделан оказавшийся совершенно неверным вывод о потребностях э оружии и боеприпасах. Из-за этого русская армия в 1915г. оказалась а условиях жесточайшего «снарядного голода», а количественное отставание от вражеской тяжелой артиллерии преодолеть так и не удалось. Огромные проблемы возникали нетолько с пушками и снарядами, но практически со всеми видами снабжения. Значительная часть этих проблем обуславливалась именно неудачными - применительно к мировой войне - выводами из войны локальной.

Говорить о влиянии артурских и маньчжурских баталий на авиацию не приходится. Но воздухоплавание под это самое влияние попало. Впрочем, значение воздушных шаров как средства наблюдения к началу XX в, осознавалось многими, 11редвоенные маневры показали целесообразность их использования, а опыт боевых действий привел к тому, что началась замена сферических воздушных шаров змейковыми аэростатами. Последние имели обтекаемую форму и оказались намного удобнее в эксплуатации. Но ни русские, ни японцы так и не смог ли действительно эффективно пользоваться своими воздухоплавательными парками. Достаточно вспомнить, что корректировку огня тяжелых орудий по российским кораб лям в гавани Порт-Артура «сыны Ямато» смогли организовать только после захвата господствующих высот, хотя применять для разведки и корректировки «летающие чудеса» пытались неоднократно, Артурцы же воздушные шары собирались использовать для контрбатарейной борьбы. Результат оказался отрицательным.,.

Эффективность применения аэростатов наблюдения в Первую мировую войну обуславливалась именно общим развитием техники, а самолеты доказали свою боеспособность в ходе итало-турецкой и балканских войн. Их применяли и на Американском кон гиненте во время гражданской войны в Мексике, но, судя по всему, этот опыт для ведущих европейских армий остался «за кадром».

Аналогичным образом складывались дела и в отношении автомобилей. Стремительное совершенствование двигателей внутреннего сгорания буквально за 10 лет превратило автотранспорт во вполне серьезную силу. Достаточно вспомнить хотя бы «чудо на Марне», Вполне эффективными боевыми средствами стали бронеавтомобили, появились достаточно приличные трактора. Позиционный тупик привел к появлению танка, но все это не имело к опыту Русско-японской войны ни малейшего отношения,,.

Не хотелось бы повторяться, но развитие средств связи очень мало сочетается с конкретным боевым опытом. Прогресс шел семимильными шагами, что подтверждается хотя бы историей развития военной телефонной связи в нашей стране.'

1887 г. - создание аппаратуры Д.М. Со-кальского, 1890 г. — принятие более совершенной системы Сименса; 1898 г. — создание полевого телефона с фоническим вызовом; 1903 г. — в Инженерной академии разработан полевой телефон со звонковым вызовом. Армии великих держав, наряду с ординарцами и курьерами, использовали телефон и телеграф, гелиографы, оптический телеграф. Быстрое развитие радиосвязи также не стоит считать следствием дальневосточных баталий. Просто время было такое...

В период с 1905 по 1914 г очень заметные изменения произошли в военно-морской технике. Но и тут уроки Желтого моря и Цусимского пролива зачастую оказывались либо не выученными, либо выученными неправильно. Строительство знаменитого «Дредноута» и последовавших за ним «дредноутов», «сверхдредноутов» и «супердредноутов» вызвано не столько опытом конкретных морских боев, сколько личным опытом и талантом отдельных британских и американских флотоводцев, морских артиллеристов и корабелов. Да еще и финансовыми возможностями государств. Появление турбин на боевых кораблях началось независимо от боевого опыта, история британского крейсера «Аметист» - лучшее тому подтверждение.

Даже кажущееся непосредственным выводом из опыта 1904-1905 гг. исчезновение с кораблей малокалиберной противоминной артиллерии (ее признали недостаточно эффективной) на самом деле имеет и чисто техническое объяснение. Дело а том, что произошел качественный скачок в развитии торпедного оружия. Новые торпеды позволяли выполнять атаки со значительно возросших дистанций, на которых пулеметы и малокалиберные пушки оказались неэффективны. Впрочем, «мелочь» вскоре взяла реванш и вернулась на боевые корабли в качестве средств ПВО (а заодно и для борьбы с катерами).

Что же касается осмысления опыта боев, то зачастую наименее оправданные выводы (с позиций сегодняшнего дня, разумеется) делали именно непосредственные участники войны. Так, на русских крейсерах типа «Баян» (II), которые вступали в строй вплоть до 1912 г., сохранили многочисленные 75-ми ллиметровк и. Броневую защиту наших дредноутов типа «Севастополь», особенно их арт^шлерии — башен и погребов главного калибра - разработали крайне неудачную. Доггер-банка и Ютланд хорошо иллюстрируют опасность артиллерийского боя для столь слабо защищенных кораблей.

В свою очередь, японцы, попытавшиеся развить свой тип броненосных крейсеров (фактически - быстроходных и слабо защищенных броненосцев), попали, как гласит пословица, пальцем в небо. Немалые затраты фактически оказались бесполезными. Их новейшие корабли морально устарели еще до вступления в строй. Первые дредноуты Страны восходящего солнца оказались в некотором рсде ненастоящими. Они, правда, имели единый главный калибр, но орудия, установленные в бортовьгх башнях, по конструкции и баллистике отличались от тех, которые стояли в носовой и кормовой башнях. Эти различия сводили на нет все преимущества дредноуте кой однокалиберности.

К началу 1904 г. российская армия вообще не имела гаубиц. Отечественная промышленность не смогла быстро развернуть их производство, зато удалось закупить гаубицы в Германии. Вроде бы урок оказался выучен, и к 1914 г. на вооружении имелись вполне совершенные гаубицы, но их количество все равно оказалось недостаточным, я производство в Российской империи не отвечало нуждам фронта...

В период Русско-японской войны возможности воздухоплавательных парков обоих противников оказались весьма ог раниченными. Зато в 1914 — 1918 тт. и Антанта и Центральные державы с успехом применяли дирижабли, аэростаты наблюдения, авиацию. Но уроки баталий на Дальнем Востоке тут ни при чем. просто начало XX в. оказалось периодом стремительного развития техники

9 результате Япония вновь обратилась к британскому опьгту, построив там достаточно удачный линейный крейсер и получив образец для подражания.

В ходе борьбы за Порт-Артур была продемонстрирована важная роль минного оружия. Казалось бы, подрывы и гибель броненосцев, а также многочисленных кораблей других классов ясно показали всему миру значение мин. Но и тут многие флоты ►

li!Hi!iL-mi1 it