Техника - молодёжи 2005-10, страница 4

Техника - молодёжи 2005-10, страница 4

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВ ИЛИЗАЦИЙ

МИФЫ И БЫЛЬ КУЛИКОВА ПОЛЯ

Михаил ГОРЕЛИК

Уже 625 лет не утихают споры вокруг известной со школьной скамьи Куликовской битвы. Эпохальное событие или разборка местного значения? Победа или поражение?

Особенно остро интерес к подробностям этого важного сражения русского средневековья вспыхивает в дни юбилеев. Некоторым кажется, что источников и археологических находок сохранилось слишком мало. На самом деле их ничуть не меньше, чем у любого другого события российской истории этого периода. Просто популяризаторы, пре небрегая подлинной историей, до сих пор сочиняют о Куликовской битве мифы - самые разнообразные и неожиданные. Уже через четверть века после битвы начали создаваться о ней вполне конъюнктурные легенды. И к нынешнему времени накопилось и продолжает создаваться огромное число легенд и баек, полностью искажающих это собьпгие.

Между тем, сражение, состоявшееся 8 сентября 1 380 г. на поле Куликовом, оставило в народной памяти след настолько яркий, что он затмил впечатления о многих других, даже более удачных битвах. Это событие знаменито не одним победным результатом, но и чудовищными потерями, которые коснулись огромного числа семей тогдашней Руси, принадлежавших ко всем слоям общества, - от князей до простых горожан.

Надо отметить, что после Куликовского сражения восточно-русским государствам-княжествам не удалось сбросить монголо-татарское иго. Лишь через 100 лет Восточная Русь освободится от власти Улуса Джучи (Золотой Орды) и станет новым государственным образованием - Московией, Но, несмотря на это, влияние победы на моральное раскрепощение, подъем оптимизма в душах тысяч русских людей оказалось поистине огромным. Ведь удалось отвратить Мамаево нашествие, которое многим представлялось смертельным в то и без того полное невзгод время.

КАК ЭТО БЫЛО

Сильное впечатление, произведенное Куликовской битвой на умы жителей Восточной Руси, породило множество откликов, последовавших как сразу после нее, так и спустя две солни лет. Это летописные свидетельства, наиболее ранние и точные, но и наиболее краткие. Героическая поэмз «Задонщина», созданная в начале XIV в. в Серпуховском княжестве и прославлявшая подвиги князя Серпуховского и Боровского Владимира Андреевича, «Житие Сергия Радонежского», появившееся в том же княжестве, чтобы восславить местного духовного подвижника Сергия. А также роман-эпопея «Сказание о Мамаевом побоище» — художественная гипотеза события, написанная в конце XV — начале XVI вв. и дошедшая до наших дней в основном в списках XVII в.

Людям до сих пор интересно, что же все-таки происходило на поле Куликовом. И тогда из различных письменных источников — от летописных повестей до романа «Сказание о Мамаевом побоище» — каждый автор делает своеобразный «коктейль». Иными словами, берег факгы, отвечающие конкретной задаче, — и готово подробное изложение собьлий, ясное и логичное, понятное любому школьнику. Разница бывает лишь в оттенках. Например, в советское время старались показать «классовую» червоточину Дмитрия Московского. А для этого было удобно использовать поклеп на него в «Сказании...», что якобы Дмитрий Иванович не участвовал в битве, а пролежал контуженный под березкой, А в пику Православной церкви любили упоминать о языческом гадании князя — ведуна Боброка Волынца об иаоде битвы. Ныне во многих изданиях основной упор делается на пророческий дар преподобного Сергия, который будто бы предсказал Дмитрию победу. Разумеется, о романтическом гадании при этом умалчивают.

Если попытаться собрать воедино все источники. получится примерно такая картина (имеющая мало общего с действительными событиями).

После разгрома мурзы Бегича на Воже в 1378 г., грозный Мамай взъярился и целых два года собирал войско из наемников и разных подвластных ему народов. А затем двинулся войной на Русь, чтобы потребовать дань, которую ему не платили несколько лет. Тогда Дмитрий Иванович, князь Московский, быстро созвал войско почти со всей Руси - от Великого Новгорода до Ряза ни. Перед походом он посетил Святую Троицу и получил от «игумена земли русской» Сергия Радонежского благословение и двух иноков-воинов - Пересвета и Ослябю. После чего войска Дмитрия Московского, собравшиеся в Коломне, быстро и скрыто подошли к Мамаеву полчищу.

Чтобы обезопасить себя от союзников Мамая - великого князя Литовского и Русского Ягелло (Ягайло) и великого князя Олега Рязанского - Дмитрий Иванович приказал своим воинам быстро переправиться на ордынский берег Дона и разрушить за собой переправы. Если русская разведка сработала отлично, то Мамай узнал о противнике лишь в последний момент. В ночь на 8 сентября Дмитрий Московский

' ЛойДИНОК HnO>'S

и татарского

г ЕЕЕЯВ