Техника - молодёжи 2005-10, страница 7IWKK^ I / русского князя или боярина XIV a. IfcV /VrT\ Дмитрия, то ему просто не пристало ехать к чужому пастырю, хотя и весьма прославленному. У него был свой духовник — кремлевский настоятель Герасим, который и благословил князя. Но и Сергий не остался в стороне. Согласно «Житию Сергия Радонежского», он в своем послании посоветовал Дмитрию кончить дело с Мамаем миром, дае ему положенную дань, и только если тот упрется, тогда уж сражаться, и Бог поможет. И все летописи свидетельствуют, что Сергий все-таки послал вслед войску благословение, которое догнало его у са -мого Дона, перед переправой. Разумеется, благословение такого прославленного молитвенника сильно подняло дух воинов и помогло им в сражении, А БЫЛИ ЛИ ИНОКИ? Но если поездка Дмитрия Московского в Троицкий монастырь под личное благословение игумена Сергия -выдумка, что же тогда делать с Александром Пересветом и Андреем Ослябей? Это иноки, которых Сергий якобы послал к Дмитрию, причем Пересвет открыл сражение поединком с ордын ским богатырем и геройски погиб. Ведь Александр Пересвет - бывший боярин брянского княжества — реальное лицо, он похоронен в московском Симоновом монастыре. Как и Ослябя, который после Куликовской битвы еще долго «служил... на Москве», в том числе по посольской части. Так вот, первое сомнение зарождает место их погребения. Дело в том, что по церковным уставам инока всегда хоронят в том монастыре, где он проходил свое иночество. Значит, их могилы - во всяком случае, Пересвета, который вроде бы погиб во время Куликовской битвы, — должны находиться в Святой Троице. Далее, согласно тем же уставам, иноки не могли даже брать в руки оружие, не то что сражаться и убивать. Некоторые ученые, пытаясь спасти красивую легенду, уве ряют, что Сергий временно снял с них сан. Но в этом случае они вряд ли могли нести в себе частицу святости Сер-гия_ Имена чернеца Пересвета, брянского боярина, и его товарища чернеца Осляби впервые появляются в «Задон-идине». И ни слова о поединке Пересвета с ордынцем и гибели обоих в битве. И только в списках «Сказания о Мамаевом побоище» Сергий посылает иноков Пересвета и Ослябю вместе с Дмитрием на битву, а Пересвет выходит на поединок, защищенный не панцирем, а только схимой — одеянием монаха-схимника. К тому же против ник его — печенежин (а это и для XtV, и для XV вв. - сказочная древность, потому что этот народ исчез со страниц летописи 300 лет назад), к тому же в разных рукописях носящий различные имена. Так что, похоже, вся эта история — чистый вымысел, кроме самих персонажей, скорее всего, светских участников сражения. ЛЕГЕНДАРНОЕ ПЕРЕОДЕВАНИЕ Еще один миф - отом, что Дмитрии Московский поменялся конем и доспехом с боярином Михаилом Бренком. Интересно, что этот эпизод появляется только е поздней «Повести о Мамаевом побоище». К тому же среди московского боярства XIV-XV ее, Михаил Бренко не значится. Не исключено, что у Дмитрия Ивановича мог быть приближенный с таким именем. Но отнюдь не с таким саном. Само то, что Дмитрий одел Бренка в свой доспех, отдал своего коня и поставил под великокняжеское «чермное», то есть красное, знамя, должно свидетельствовать о трусости князя. Получается, он испугался, что противник будет за ним охоттъся. Так оно и вышло, в результате Бренко погиб. В этом эпизоде автор противопоставляет трусоватого Дмитрия Ивановича безукоризненному «хороброму» Владимиру Андреевичу. А это и естественно, ведь «Сказание..,», созданное в Троице, должно было, как уже говорилось, восславить покровителя монастыря. Дело в том, что любой доспех, а особен -но великокняжеский, точно подгонялся по фигуре владельца, а боевого коня всадник долго и тщательно выезжал под себя. От удобства доспеха и слаженности действий с конем зависел не только успех воина в бою, но и его жизнь. Что же касается поведения Дмитрия в битве, то и летописи, и «Задонщина» прямо говорят о его героизме, В начале битвы он, видя робость новобранцев, стоявших в самом первом, сторожевом полку, поскакал из главного полка вперед, ободрил их и повел за собой в бой. После того как Дмитрий Иванович вместе с новобранцами встретил самый сильный натиск врага (и при этом, возможно, убил настоящего хана), он в сильно побитом, но целом доспехе (что отмечено в источниках) отошел на свое место в главном полку. Так что, никакого переодевания, скорее всего, не было, вд Реконструкции вооружения и деяния русских и золотоордынеких воинов XIII-XIV вв. Автор реконструкции кандидат искусствоведения, академик Российской академии киноискусств М.В, Горелик Мастер по костюмам М.В. Бает Мастера-оружейники A.M. Горелик и П.А. Седнев Фото Александра Кулешова [ТМ 20054ОЬд |