Техника - молодёжи 2005-10, страница 6

Техника - молодёжи 2005-10, страница 6

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВ

ИЛИЗАЦИЙ

Битва русских с татарами на реке Воже в 1378 г. Миниатюра из *.Лицевого летописного свода» XVI в.

Однако не стоит этому удивляться — авторы русских летописей обычно пренебрегали точными цифрами, лишь условно показывая свое отношение к размаху события.

Множеством подробностей битва обрастает в поэме «Задонщина» — поэтическом произведении, написанном, по мнению многих исследователей, под влиянием знаменитого «Слова о полку Игореве». Например, здесь сказано, что битва оживилась, как только князь Серпуховской Владимир Андреевич пустил своего коня вскачь вместе с войском и призвал Дмитрия Ивановича собраться с силами и ударить по «поганым». Дмитрий Иванович, помолившись, так и поступил. При этом он взбодрил своих бояр: «Братья, бояре и воеводы, и дети боярские, здесь ваши московские сладкие меды и великие места! Тут-то и добудьте себе места и женам своим. Тут, братья, старый должен помолодеть, а молодой чести добыть». После этого воины его «как соколы стремглав полетели на быстрый Дон». 8 поэтических выражениях описывается разгром мамаева войска: «Гремят мечи булатные о шлемы_ Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь, гораздо беспощадно, тоску на них наводя. И князья их попадали с коней, загремели, а трупами татарскими поля усеяны, и кровью их реки потекли».

Если в летописи о Пересвете сказано, что он был боярин брянскийдо в «Задон-щине» с ним происходит странное превращение: он становится чернецом (монахом), мало того, старцем (то есть, монахом особо высокого и чтимого ранга), пришедшим на поле битвы со своим товарищем чернецом Ослябей и его сыном Яковом. Мудрый «старец» Пересвет учит уму-разуму князя Дмитрия Ивановича:

4 ДТ^ДД

«Лучше нам убитыми быть, нежели в плен... попасть!» И надо же такому случиться. что этот самый старец уже «поска-кивает на своем борзом коне, золочеными доспехами посвечивает, а уже многие лежат посечены у Дуная великого на берегу», Только причем здесь Дунай, если каждый пятиклассник скажет, что битва проходила на берегу Дона!? И сколько таких ошибок за сотни лет накопилось у переписчиков рукописи?

В самом позднем произведении -«Сказании о Мамаевом побоище» — появляются новые подробности, которых в других источниках нет и в помине. Именно там описан поединок Пересвета с «печенежином», у которого в разных списках различные имена. Там Дмитрий Иванович меняется конем и доспехом со своим верным боярином Михаилом Бренком, которого тем самым подвергает смертельной опасности. Там подробно рассказывается о построении войск и ходе битвы, включая пресловутый засадный полк. А существовал ли он на самом деле или был необходим автору художественного произведения для развития сюжета?

Ведь как красиво это описано! Вот в кровопролитной битве татары начали одолевать русских, посекли сторожевой и передовой полки и одолели полки левой руки и главный полк. И тут автор «Сказания-» замечательно описывает удар засадного полка, скрывавшегося до нужного момента в зеленой дубраве. Великолепным приемом автор нагнетает драматизм ситуации, показывая, с одной стороны, кажущееся неминуемым поражение русских, а с другой — нетерпение Владимира Серпуховского, который торопит с ударом из засады. Мудрый Дмитрий Волынец укрощает нетерпение князя и выжидает подходящий момент. Он приговаривает: «Подождите немного, буйные сыны русские, наступит ваше время!,.». И когда час пробил, он закричал: «Княже Владимир, наше время настало!..». А потом обратился к воинам: «Братья мои, друзья, смелее: сила Святого Духа помогает нам!». И началась сеча кровавая, и «повернули поганые, и показали спины, и побежали». Поле боя напоминало настоящую свалку, воины враждующих сторон не успевали вступить е поединок, как течение людских сколищ относило их друг от друга. Труп христианский падал на труп бусурмансхий... Никто не знает, было ли это на самом деле или придумано чтобы лишний раз тить фигуру Владимира

Вооружение ордынского воина XIII-XIV в.

Серпуховского - фактически главного героя «Сказания...».

И наоборот, авторы «Сказания...», словно желая принизить заслуги князя Московского Дмитрия Ивановича, не упомянули о том, что он, как сказано в летописи, повел в бой московский сторожевой полк и сразился с ханом Тюляком, поразив его. Напротив, именно здесь впервые появляются сведения о том, что в самом начале битвы Дмитрий Иванович был оглоушен (контужен), после чего верные дружинники прикрыли его срубленной березкой, под которой князь пролежал до конца сражения. В результате, е этом произведении заслуга победы досталась Владимиру Серпуховскому. Эта наивная придумка так же, как обмен конем и доспехом с Дмитрием Бренком, должны были намекнуть на трусость князя Московско го, во что всерьез поверили некоторые историки. На самом деле, если Дмитрий Иванович действительно был контужен в начале сражения, то это служит косвенным доказательством его смелости, поскольку лишь подтверждает то, что Дмитрий сражался в самых первых рядах.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВДОГОНКУ

Что касается благословения Сергия Радонежского, то этот эпизод вошел во все детские книги и учебники, хотя он ничуть не правдивее остальных. О нем нет слова ни в летописях, ни в «За-донщине», ни даже В «Житии Сергия Радонежского». Только художественная проза «Сказание о Мамаевом побоище» повествует об этом событии. Но, как установили специалисты, «Сказание.„» было создано именно » монахами Троице-Сергиевого монастыря, чтобы прославить его основателя Сергия Радонежского, а особенно славного попечителя — князя Серпуховского и Боровского Владимира Андреевича, названного после Куликовской битвы Хоробрым (Храбрым) и Донским. Что до