Техника - молодёжи 2005-10, страница 60КЛУБ «ТМ» Шевели извилиной КАК ПРИШЛИ, ТАК И УЙДУТ В последние 20 лет человечество столкнулось с новыми серьезными, а порой и неизлечимыми болезнями: СПИД, гепатиты В и С, атипичная пневмония. Одни считают: эти недуги были всегда, но врачи не умели их диагностировать; вторые уверены: эти хвори -новые и порождены изменением человека под действием цивилизации, И те, и другие, тем не менее, призывают создавать действенные лекарства и вакцины против этих болезней. И почему-то никому из них не приходит в голову: а может, эти недавно появившиеся недуги просто болезни-призраки? История медицины знает случаи, когда эпидемия неведомого заболевания стремительно поражала огромное число людей, а затем внезапно пропадала и больше никогда не появлялась. Например, в 431 г. до н. э. в Афинах разразился так называемый «афинский мор», или «чума Фукидида». За два последующих года она унесла жизни почти половины жителей города, из-за чего Афины потерпели поражение в Пелопоннесской войне со Спар ■ той. Затем эпидемия внезапно прекратилась. Через два пода она повторилась вновь и больше уже никогда не появлялась. Симптомы этой странной болезни не похожи ни на одну из известных медицине хворей. Всего за несколько часов человека охватывал жар, глаза краснели, а на языке и горле появлялся зеленоватый налет. Потом начинались кашель и рвота, кожа покрывалась гнойниками, и через неделю больной умирал. Еще одной болезнью-призраком стал «английский пот», или «английская потливая горячка». Пять эпидемий этого недуга пронеслись по Европе в XV-XV! вв., сведя в могилу сотни тысяч людей, а затем так же внезапно прекратились. Первый раз «потливая горячка» началась в 1482 г., а последняя - пятая эпидемия — в 1551 -м. Все они, появившись на берегах туманного Альбиона, распространялись на всю Европу. Симптомы «английского пота» ставят в тупик даже современных медиков. У человека резко и быстро повышалась температура, краснело лицо. Затем начинались сильнье головные боли, боли в суставах, сердцебиение, отвратительный запах изо рта. Потом все тело покрывалось обильным липким вонючим потом. Больного одолевала сонливость. Заснув, он, уже не просыпаясь, умирал во сне. Возможно, и современные пугающие нас недуги — такие же болезни-призраки. Скажем, зтипичная пневмония, распространение которой вначале носило ярко выраженный эпидемический характер, неожиданно прекратилась сама собой. Конечно, ее повторения возможны, но, скорее всего, она исчезнет еще до того, как врачи найдут вакцину против нее. Возможно, вслед за атипичной пневмонией уйдут в небьлие и гепатиты В и С, ведь уже сегодня медики отмечают тенденцию к снижению скорости, распространения этих болезней, не связанную с вакцинацией. Жанна ЯРОПОЛОВА, биохимик Читая классиков КАРАБАСА БАРАБАСА В ЖИЗНИ ЗВАЛИ ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД Вот уже более 60 лет одна из самых популярных детских книг в нашей стране — «Золотой ключик» А.Н. Толстого. Этот шедевр детской литературы — результат переработки сказки итальянца Карло Коллоди «Пиноккио, или Нахождения деревянной куклы»: Воспользовавшись сюжетной канвой оригинала, Алексей Николаевич обогатил ее новыми красками и, как обнаружено недавно, злободневным подтекстом, рассчитанным на догадливость взрослых современников. Так что же зашифровал Толстой в «Приключениях Ьуратино»? Литературовед И.Д, Галинскзя считает: писатель отразил театральную полемику 1920 - 1930-х гг. То время стало эпохой расцвета так называемого формалистического театра - театра «революционных» символизма и гротеска, пропагандируемых В.Э. Мейерхольдом. Всеволод Эмильевич считал, что необходимо воспитать «актера - марионетку», полностью подвластного воле режиссера. Много работавший с Мейерхольдом артист Игорь Ильинский писал, что тот всегда держался вдали от коллектива и даже противопоставлял себя ему. Он стал диктатором, стоящим выше всех. Сам новатор не без цинизма утверждал; «Режиссер должен верить в своих актеров так же, как Павлов верил в своих обезьян». Совершенно противоположных взглядов придерживались руководители МХАТа Станиславский и Немирович - Данненко, Проповедуя идеалы реалистического искусства, они считали: актеру надо предоставить свободу творчества. Это противостояние и отразил Толстой в «Золотом ключике». Воспользовавшись гротескными, примитивными методами самого Мейерхольда, Алексей Николаевич талантливо вывел его в образе Карабаса - барабаса. Барабасу противопоставлен сказочный Станиславский - папа Карло, который, собственными ру ками создав Буратино, не подчинил его своей воле, и в первом спектакле театра «Молния» тот играет самого себя. В «Золотом ключике» Толстой к тому же прозорливо предсказал судьбу самого формалистического театра. Как мы помним, все куклы сбежали от Карабаса — Барабаса к папе Кзрло, и театр его перестал существовать. Так все в точности произошло и в жизни. Не выдержав диктата Мейерхольда, большинство его актеров разбежались, а театр закрыли. Константин СМИРНОВ, жженер ДОСЬе ЭруДИТа В***11 если заранее предвычислигть эаггмения спутников Юпитера, ими можно воспользоваться для определения долготы на море, НЕБЕСНЫЕ ЧАСЫ И ИХ СТРЕЛКИ увлекшись этой идеей, Галилей принялся составлять таблицы грядущих затмений ив 1616г. предложил свой метод великой морской державе Испании. После многолетней волокиты испанцы отказали ученому, и тогда он предложил свои усовершенствованные за два десятилетия таблицы Голландии. Увы, инквизиция всячески препятствовала этим переговорам и даже запретила ученому принять золотую цепь, привезенную ему в дар от еретической республики Голландия. Случившаяся вскорости смерть Галилея положила конец всем переговорам и поставила крест на идее использования спутников Юпитера в навигации; моряки нашли непрактичной установку на каждом судне телескопа на стабилизированной платформе. Проще оказался другой путь: создание хронометра, хранящего на каждом судне время гринвичского меридиана. Но проще не значит легче: английский часовщик Гаррисон создал такой хронометр лишь через 123 г. после смерти Галилея! Корней АРСЕНЬЕВ, инженер В 1638 г., когда Галилео Галилей (1564—1642) находился под надзором инквизиции на вилле Арчетри близ Флоренции, к нему приехал ученый из Голландии. Он хотел уточнить некото-pbte детали, связанные с предложенным Галилеем методом определения долготы на море. Наблюдая с помощью изобретенного им телескопа Юпитер, Галилей обнаружил четыре его спутника, которые с периодами от 1,75 до 17 суток появлялись и исчезали, скрываясь за Юпитером или попадая в тень планеты. Затмения происходили 1 —2 раза за ночь фактически в одно и то же время для любого земного наблюдателя, Галилей понял: Юпитер - это уникальные часы, как будто специально подвешенные на небе для нужд земного мореплавания. зпоччп! |