Техника - молодёжи 2005-12, страница 50

Техника - молодёжи 2005-12, страница 50

Приход Лансело га к рыцарям Круглого стола Рукопись Queste. (Свод легенд о рыцарях Круглого стола короля Артура). 1351г.

В честь святой Марии Магдалины, почитаемой как просветительница Галлии и Франкии, в разных областях южной Франции еще в раннем средневековье было возведено множество храмов и часовен. Величественная базилика, заложенная в 1096 г. в Везелэ, в историю вошла также призывом аббата Бернарда Клервосского ко второму крестовому походу. Именно здесь в 1146 г, он обратился к королю Людовику VII, королеве Элеоноре Аквиганской, рыцарям и народу, призывая двинуться на восток и защитить христианские реликвии.

Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато — в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой. В преданиях Лангедока Мария Магдалина упоминается как «владычица вод» и «Мария на море». Согласно некоторым представлениям, она также являлась земным воплощением Софии Премудрости.

И все же образ Марии Магдалины остается наиболее загадочным образом Нового Завета. Деяния ее после казни и вознесения Иисуса окружены многими умолчаниями, а значение в распространении христианского учения явно принижено. Разумеется, в Евангелиях рассказывается о женщинах, восприявших слово Иисуса Христа. Но тень тысячелетнего культа великого женского божества и ее служительниц, как бы ложилась и на первых христианок. Суровым аскетам, а позднее и Ватикану это не нравилось, даже представлялось опасным. И если в апокрифических сочинениях роль женщины в раннехристианском мире предстает все же более значимой, то суровая чистка, произведенная католической церковью, всячески ее принижала. Раннехристианская церковь упорно боролась с поклонением Великой богине - матери всего сущего, и в ожесточенности этой борьбы берет начало новая эпоха дискриминации женщин — и в лице Марии Магдалины в том числе.

Но так случилось, что именно здесь, на юге Франции, другая женщина -Эсклармонда де Фуа - более тысячи лет спустя после смерти Марии Магдалины стала хранительницей Грааля, сберегшей его священную тайну от злых глаз.

Земли Лангедока и Прованса еще и в VIII в. были привержены не только библейским и раннехристианским традициям, но и древним верованиям кельтского мира. Неслучайно здесь берет начало культ Прекрасной дамы, «Судов Любеи» и т.п.

В этом уголке романского мира, под защитой отважных, гордых и великодушных вестготских баронов, царила блестящая культура, свободная от нетерпимости, хранившая связи с античностью и местным друидическим язычеством, терпимо относившаяся к иным верам — иудаизму и мусульманству. Здесь дольше, чем где бы то ни было, сохранялись течения ранней христианской мудрости, носители которой, называвшие себя «добрыми христианами» или «добрыми людьми», отличались необычайно строгим образом жизни. Но господствующей церковью они счита-"лись еретиками. Здесь, во Франции, они получили от своих противников название катаров или альбигойцев по имени главного города Лангедока - Альби.

Наряду с византийским православием и романским католичеством, это была третья область, область народных ересей, вышедших с востока. В этой среде распространялись и сохранялись апокрифы, «отреченные» книги и многое, что официальная церковь обрекла на уничтожение.

Катары называли свое сообщество «Церковь Любви» и Духа Святого, в честь которого отмечали Манизолу, или Праздник Утешителя, помимо Рождества, Пасхи и Троицы, считавшимся главным праздни ком. Суть его разъясняется теми строками Евангелия, где Иисус обещает ученикам, что будет просить Отца Своего послать им другого заступника (по-гречески Параклет, Дух-Утешитель, Дух Святой).

Считалось, что катары являются хранителями священных сокровищ, связанных с великими знаниями древности, — скрижалей Откровения и раннехристианских рукописей. В Риме предполагали, что они хранятся в Лангедоке, как и та часть сокровищ Иерусалимского храма, среди которой был «стол (алтарь) Соломона». Местные предания гласят, что он был скрыт в пещере. Не о нем ли повествует Эшенбах в своем романе о святом Граале?

Там и по сей день есть обычай

Алтарь священный открывать.

Внутри него (ты должен знать)

Стоит сокровище...

О сокровищах Иерусалимского храма было известно следующее: в 70 г, они были доставлены в Рим, а после того как король вестготов Аларих в 410 г. захватил Вечный город, большую часть утвари Соломонова храма перевезли в Византию, Часть же — отправлена в Каркассон, одну из лучших крепостей Лангедока.

В 1209 - 1229 ГГ. римская церковь предприняла крестовые походы против альбигойцев Южной Франции. Римская церковь, в стремлении подчинить своей власти не только тела, но и души, не могла допустить, чтобы на юге Франции, в Провансе и Лангедоке, существовала свободная и блестящая культура, не признававшая власти Рима. Войны эти оставили груды пепла и праха. Цветущий край Прованса был разорен, население истреблено с осо-

Мистерия Грааля. Миниатюра из Рукописи Queste. Слуги вносят в залу, где сидят король Артур и рыцари, чашу Грааля и копье. 1351 г.

бой жестокостью. Мученичество катарских общин, их героическое сопротивление Риму, самопожертвование во имя свободы и Духа не бьгли напрасными.

Двадцать лет шла война против альбигойцев. последним прибежищем которых стал замок Монсепор, где, согласно преда ■ ниям, и хранился священный Грааль. Замок и его окрестности принадлежали Эск-лармонде де Фуа — вполне историческому лицу, знатной даме, имевшей высокий сан, посвященной и возглавившей сопротивление врагу до конца. Предание называет ее хранительницей Грааля; имя ее окружено легендами. Одну из них со слое пастуха-горца пересказал Отто Ран в книге «Крестовый поход против Грааля». Но священный Грааль предстает в ней уже не в образе чаши, хранимой Марией Магда линой, а в виде драгоценного камня, выпавшего из короны Люцифера, когда падший ангел был повержен с небес на землю.

«Когда стены Монсепора еще стояли, катары охраняли священный Грааль. Но Монсепор был в опасности. Рати Люцифера уже расположились под его стенами. Им нужен был Грааль, чтобы снова заключить его в корону их властелина. Эсклармоцда, хранительница Грааля, бросила драгоценную реликвию в недра горы. Гора снова сомкнулась. и так Грааль был спасен. Когда дьяволы ворвались е замок, то поняли, что опоздали В гневе они предали огню всех Чистых (катаров) неподалеку от скал, на которых стоял замок, на поле костров...». Не погибла лишь Эсклэрмонда Надежно спрятав Грааль, она поднялась на вершину горы, превратилась в белую голубку и полетела в горы.

Но ни сокровища катаров, ни священный Грааль крестоносцы так и не нашли. И вполне возможно, они до сих пор находятся е Лангедоке. Некоторые следы их, в том числе и открытия XIX в., ведут в Ренн-ле-Шато, где священный Грааль почитался особо.

Завеса, скрывающая это духовное сокровище, становится немного прозрачнее лишь в XII - начале XIII столетия, когда Кретъен де Труа, Робер де борон и Вольфрам фон Эшенбах стали включать предания о Граале в произведения Артурова цикла. Долгое время легенды о Граале, ко роле Артуре и рыцарях Круглого стола существовали раздельно. Соединение же их произошло не стихийно, а под незримым руководством посвященных, для которых было привычно скрывать под покровом народных легенд высокий духовный смысл. Это был лучший способ вывести его из-под бдительного ока церкви, а позже и инквизиции, а также обеспечить долгую жизнь святым тайнам. ПИ

[tnW-MiHffil 47