Техника - молодёжи 2005-12, страница 9

Техника - молодёжи 2005-12, страница 9

top science"]

НОБЕЛЕВСКАЯ БАЦИЛЛА

Самая престижная в мире науки премия 2005 г. в области физиологии и медицины присуждена двум австралийцам — Робину Уоррену и Барри Маршаллу — за открытие роли бактерии Хеликобактер пилори в возникновении гастрита и язвы желудка. И это редкий случай, когда решение Нобелевского комитета понятно всем, хотя и имеет некую интригу.

К чести нашей, никто на сей раз, как s случае с физиком А. Летоховым, документы которого, между прочим, никто даже не удосужился заслать в Нобелевский комитет, не вопил, что премию «антиподам» дали неправильно. Хотя, если честно, лично мне кажется, что в списке награжденных аполне могла появиться и третья, русская, фамилия.

Однако давайте все по порядку.

Рассказывают, еще в 60 е гг. прошлого столетия а Кавминводах практиковал некий врач. Назовем его Иваном Сергеевичем. Был он человеком широко известным в узких кругах. И вот почему. Вообще-то Иван Сергеевич частным порядком лечил всем известные деликатные болезни - последствия. так сказать, некоторых курортных увлечений. Но в Кисловодск, Ессенту ■ к и люди, как известно, обычно приезжают лечить совсем другие заболевания — желудочно-кишечного тракта. И то, что они попадали еще и к Ивану Сергеевичу — было следствием, так сказать, одного из на рушений санитарно-курортного режима. Но он а такие тонкости особо старался не вдаваться: ему платили, и он лечил. И лечил, наверное, неплохо, самыми современными антибиотиками того времени, поскольку благодарные клиенты не только исправно и щедро оплачивали его услуги, но и передавали из уст в уста весть о врз-че-чудодее.

Причем надо сказать, в данном случае народная молва не очень расходилась с действительностью Поскольку, как показала практика, многие пациенты Ивана Сергеевича заодно с любовными болезнями залечивали и... свои желудочно-кишечные язвы.

Наблюдательный врач это заметил, но афишировать особо не стал, — ведь частная практика в СССР, кто помнит, была запрещена. Ему хватало и того, что еще долгие годы, до самой смерти Ивана Сергеевича, а его кабинет «не зарастала народная тропа».

На том, быть может, все и кончилось, если бы. в свою очередь, данной проблемой не заинтересовался другой врач, тогда новоиспеченный младший научный сотрудник одного из московских НИИ, Игорь Морозов. Впрочем, он пришел к тому же открытию совсем другим путем.

Тридцать лет тому назад, проводя очередную серию научных экспериментов, он обратил внимание на такую деталь: в питательной среде некоторых препаратов завелись какие то странные микробы. Младший научный сотрудник поведал о том своим старшим коллегам, но те замахали руками: «Что ты1 Такого быть не может..».

Станислав ЗИГУНЕНКО

И пояснили начинающему исследователю, что в образцах ткани, взятых для препаратов из желудка, никаких микробов быть не может. Потому как в желудке обычно содержится соляная кислота, которая убивает и растворяет все, что туда не попадет. И ее ли в препарате o6i дружились микробы, так это, наверное, они попали туда из окружающей среды, «В общем, лабораторную посуду надо чище мыть, коллега, и тщательнее готовить опыты»..,

И Игорь своим коллегам поверил не одни они так считали, а вся мировая наука. О чем ныне завотделом Центрального НИИ гастроэнтерологии, профессор Морозов немного сожалеет. Хотя и не за ■ видует австралийским врачам: «Они своего великим упорством добились»,..

Между тем дальнейшая история развивалась так.

Для австралийцев все началось опять-таки с одного случая, имевшего место в 1979 г. Оба исследователя получили на анализ пробу ткани из желудка одной из пациенток, долгие годы маявшейся от гастрита. И произвели посев на питательную среду.

Они не надеялись особо что-либо уви деть, как это бывало в предыдущих экспериментах. Но на сей раз дело было на кануне Пасхи, и когда оба ученых вернулись на работу после праздников, культура простояла в термостате почти неделю.

Вот тут в ней и обнаружилась колония неизвестных ранее бактерий. «Мы сначала не хотели верить собственным глазам, - сознается Барри Маршалл. — Ведь желудок, как известно, считался стерильной средой - кислота убивает все и вся. Но факты - упрямая вещь,..».

Так выяснилось, что, несмотря на очевидные вещи: желудок омывается в сутки тремя литрами желудочного сока, где содержится соляная кислота в довольно-таки высокой концентрации, данная бактерия асе таки ухитряется там выживать. Каким образом?

Дальнейшее расследование показало: Хеликобактер пилори искусно маскируется в складках слизистой оболочки желудка. А кислота губит в таком случае лишь бактериофаги, которые попадают в желу док в погоне за коварным пришельцем.

Вскоре после этого исследователи пришли и к заключению, что данная бактерия — патоген. То есть, она не только не помогает пищеварению, как это делает прочая кишечная флора, а напротив, ее наличие может привести к расстройству работы желудка, его болезням.

Коллеги, едва поверившие, что в желудке могут обитать какие-то бактерии, встретили новую идею в штыки. «Всем

Стали и возникновений гастрита и язвы желудка: 1 — бактерия попадает в желудок вместе с пищей ипи надои; 2 — развитию болезни способствуют и другие факторы (стресс, плохое питание, курение): 3 воспаление слизистой (гастрит): 4 формирование язвы желудка

водь известно, что гастриты происходят от неправильного питания и нервных стрессов, - утверждали они. - А вы хотите, чтобы мы поверили, будто эта бактерия приводит даже к язве желудка!»

Такой же точки зрения придержива лись и редакторы тех научных изданий, куда Уоррен и Маршалл направляли свои статьи. Им слали отписки или даже откровенно издевались над их некомпе те нтн остью.

Тогда исследователи рискнули прибегнуть к крайнему средству. На «амбразуру» пошел как более молодой и здоро

ДТМ 200.)'12]