Техника - молодёжи 2005-12, страница 11

Техника - молодёжи 2005-12, страница 11

БЕСЕДЫ Q ДИЗАЙНЕ)

«КОНСТРУКТОР» или «ДИЗАЙНЕР»?

Сегодня стало привычным английское слово «design» (дизайн) 8 английском языке это слово изначально использовалось для обозначения проектирования художественной формы предметов. Русский перевод, отражающий его смысловое содержание, предполагает «проектирование, замысел, эскиз, проект изделия в целом». Несмотря на некоторую условность и неоднозначность, термин «design» (дизайн) на международном конгрессе дизайнеров признан наилучшим для обозначения всей специфи ческой области деятельности, имеющей целью художествен но-конструкторское решение массовой промышленной продукции'. Предлагавшееся эквиваленп-юе русское ВЫ рзжение «художественное конструирование» почти забыто.

Деятельность, которую можно отнести к тому, что сегодня называют дизай ном, в принципе, в той или иной форме существовала всегда, А самостоятельное и общественно важное значение она

' Е.Н. Лазарев. Дизайн машин. "Машиностроение". Ленинград, 1988 г.

Вячеслав ИСАЕВ

приобрела в 1920 - 1930 х гг. В эти годы появились первые специализированные учебные заведения: ВХУТЕМАС (Высшие ХУдожественно-ТЕхнические МАСтерские) в СССР и БАУХАУЗ а Германии, которые готовили кадры дизайнеров. Но наибольший расцвет дизайна, его всестороннее и бурное развитие свя -заны с научно-технической революцией, начавшейся после окончания Второй мировой войны. В Советском Союзе это началось с организации а 1962 г. общегосударственной системы дизайна во главе с ВНИИТЭ (Всесоюзным НИИ технической эстетики).

Создание промышленных изделий -результат тесного сотрудничества инженеров-конструкторов и дизайнеров, причем доля участия каждого из них зависит от решаемых задач и принятых методов проектирования. Инженерное конструи рование решает основную задачу - проектирование изделия, отвечающего предъявленным техническим и эксплуатационным требованиям. а художествен ное конструирование решает большой

диапазон специфических задач — от создания удобных и красивых промышленных изделий до формирования целостной предметно-технической среды'.

Сегодня на многих предприятиях уже постоянно, в штате, работают большие группы дизайнеров. В некоторых отраслях промышленности выросли кадры высокопрофессиональных дизайнеров, способных вести всю разработку самостоятельно. Поэтому за рубежом инженерное и художественное проектирование фактически слились в одно единое понятие — дизайн.

В СССР, напротив, сохраняется двоякое толкование процесса разработки: продолжает существовать «проектирование» как разработка изделий, проводимая инженерами-конструкторами, и «дизайн» как разрабо!ка, проводимая дизайнерами со специальным художественным образованием. Объясняется это не только стереотипом мышления, но, главным образом, отсутствием дизайнерского образования у основной массы профессиональных технических кадров.

При таком подходе процесс проектирования может проводиться двумя путя ми: «от частного к общему» или «от общего к частному». При первом сначала

г Г.Б Минерцин. О социальной природе дизайна. В книге -Вопросы технической эстетики-. Выпуск 2. «Искусство-Москва. 1970 г

tiCHGSHDl 'lACCHJHu&CHIiL ВШ'йГ

сп с май ельни и anwnt [теми

зии-дакшь /игшмпцдед/ ПиоСйШ "Шочл

I 1 ' КПЕРЕ ГОРО&КЯ/

J?5»CHJI jnftEJE.IL

ДЕДРЛТНЫУ ос

угмна ц-димп»»

PL МНII If

vu ]«£(. в rai:wTi

ашчрсгаик.

СШ*к.иМ iff»»

т.ДВ:рь . гЩЙЖЙИМГП ИМИ»

.F^EBPF T -Ur.'; 'Hi

СШНЬЕ

^>МЦД£ яцамдгп ,: i.НицШЙ vi дд

\lW4ir ПЦШИМЕВЯ

VWW№»Ett ХвУКОк ШЙЙПЙСЙтБщ лШгаК"

lexHUka олодеж

Ц) УЛИРУ£МЬИ

Блок гелалц»

Вызывайте i
новое такси!

ТМ ZOOS'lT)