Техника - молодёжи 2006-02, страница 37

Техника - молодёжи 2006-02, страница 37

РЕМЁСЛА www.tm-magazin.ru

35

Их зона ответственности

Ближний Восток и Индийский океан

электроники Космических войск (г Кубинка) и сейчас командует взводом в одном из подразделений обеспечения. Командирскую должность выбрал сам: все-таки до этого восемь лет командовал отделением — сначала в суворовском училище, потом в военном институте. Рота небольшая, около 60 человек. Призывников направляют служить в Габапу только по их собственному желанию. Отслужив, они советуют своим младшим товарищам не отказываться, если будут предлагать место службы в Азербайджане.

Кроме срочников, на станции есть и военнослужащие-контрактники. Значительная часть из них — местные жители, которые служили еще в начале 90-х и получили российское гражданство. «Получается такой своеобразный российско-азербайджанский интернационал, — шутит Валерий, — но это и здорово. Ведь решаем мы задачи и в интересах Азербайджана».

Понятно, что командовать таким взводом непросто. В подчинении молодого лейтенанта и призывники, почти одногодки, и контрактники, «у которых дети твоего возраста».

— Контрактники — это будущее армии, — уверен Валерий. — Ив этом я убеждаюсь на собственном опыте. Они более исполнительные, опытные, нежели молодые ребята. Хотя разное бывает, главное — индивидуально работать с каждым солдатом, тогда порядок будет и во взводе, и в роте».

Гражданский персонал — местные жители. Идем по территории

А

Ш

Воду для охлаждения качают с глубины 130 м

станции. Везде убрано, чисто. Встречается много гражданских лиц. Кто же они, люди в цивильном?

По словам командира части полковника Сергея Старостина, около 60% гражданского персонала станции составляют местные жители. Работать на Габапинской РЛС считается престижным, так как заработная плата здесь в несколько раз выше, чем в среднем по району.

Остальная часть гражданского персонала — жены военнослужащих. Они же составляют и подавляющее число безработных в части, так как занимаются детьми. По словам жен молодых офицеров, Габапа — хорошее место для воспитания детей: все обеспечены служебным жильем, детский сад с квалифицированными воспитателями, тепло, спокойно, много фруктов.

Но есть один минус: при части до сих пор нет русской школы. А функционирующая на территории жилого городка школа — азербайджанская. Хорошо, что в ней два сектора — русский и азербайджанский. Однако все равно дети российских военнослужащих учатся не по отечественной программе. Поэтому историю, географию России и другие предметы приходится изучать факультативно, однако в аттестате это не отражается.

Преподаватели в русском секторе — тоже жены офицеров, как и директор школы Людмила Петрякова, жена командира одного из подразделений. По словам Людмилы Николаевны, многие офицеры стараются отправить своих детей в 10-11 -х классах учиться

в Россию, чтобы получить российские аттестаты.

Вопрос об открытии в Габапе российской школы сейчас решается на межгосударственном уровне, однако основная проблема в том, что нет здания под новую школу.

Есть такая национальность — габалинец. За долгие годы функционирования Габапинской РЛС у российских военных сформировались самые теплые отношения с местным населением, причем не только в Габапинском районе, а по всему Азербайджану. Местные жители даже шутят, что русский из Габапы — это не русский, а азербайджанец. И здесь совершенно нет пренебрежительного отношения к русским, как порой к азербайджанцам на московских рынках. Даже в Баку, который уступает Москве разве что размерами, но никак не уровнем жизни.

В Габапе по-настоящему ощущаешь, что азербайджанцы — добрый, открытый и гостеприимный народ. Многие офицеры рассказывали, что, возвращаясь из отпуска на машине, например из Москвы, едут сутки не останавливаясь, пока не пересекут границу с Азербайджаном. А потом можно остановиться на ночь, ни о чем не беспокоясь. Если кто и потревожит, то только полицейские, спросив, не нужна ли помощь. Однажды офицер, служащий на Габа-линской РЛС, потерял в Баку удостоверение личности и деньги. Документ вернули вместе с деньгами. И это при том, что от Баку до Габапы — 300 км. И подобных историй я услышал немало.

Покидал Габапу с грустным чувством. За время командировки успел подружиться не только с нашими соотечественниками, но и с азербайджанцами. Подумал, что к чисто военным функциям станции в Габапе прибавилась по сути еще одна — интернациональная. И это символично. В год Азербайджана в России — это своеобразный мостик ктому, что мир на постсоветской земле будет только крепнуть и наши южные соседи будут поддерживать Россию в ее стремлении с помощью Габапы этот мир оберегать. ОН

наиболее старые станции «Днепр». Дополнить или заменить их должны новые «Дарьял-УМ» и «-У», сооружение которых началось у Мукачева, Иркутска и на Балхаше, однако по известным причинам их постройка либо прекращена, либо заморожена. Разрушена недостроенная антенна «Дарьяла-УМ» в Латвии.

На самом опасном — северном направлении, в Печоре, построена первая станция типа «Дарьял». Вторая такая же (в Габале, о ней — предыдущая статья) прикрыла самое беспокойное — южное направление.

Особый разговор о судьбе станции «Дарьял-У» в Енисейске, прославившейся под названием «Красноярская РЛС». Первоначально станцию, которая должна была закрыть северо-восточный сектор, предполагалось построить на берегу Северного Ледовитого океана, и гораздо восточнее. Однако стоимость такого сооружения выходила совершенно запредельной, и объект перенесли в более обжитой район. Но здесь она формально нарушила букву Договора 1972 г. по ПРО, так как ТЕОРЕТИЧСКИ появи

лась возможность использования ее для наведения противоракет, защищающих восточную Сибирь. И пусть это обеспечивалось только сектором обзора, но было невозможно при используемых длинах волн и по другим техническим параметрам — американцы ухватились за эту ошибку, и уже «не слезли» с нее...

После многих задержек под Барановичами (Белоруссия) заработала новая РЛС «Волга», «накрывающая» страны НАТО и немалый район Атлантического океа-

Не уследит за баллистическими ракетами оптический комплекс «Окно», сооруженный на Памире, вблизи Нурекской ГЭС, но спутники он видит вплоть до геостационарной орбиты, на дистанции до 40000 км!

Ну и наконец, — единственный в мире действующий стрельбовой радиолокатор «Дон-2Н», обеспечивающий целеуказание и наведение противоракет Московской системы противоракетной обороны А-135, построен у г. Пушкино Московской области. ОН