Техника - молодёжи 2006-02, страница 60

Техника - молодёжи 2006-02, страница 60

58 2006 №02 ТМ

Лексикон прописных истин «СТРАСТИ ПО...» ИЛИ «СТРАСТИ ВОКРУГ...»?

«Страсти по...» — уже примелькавшееся словосочетание, охотно применяе

мое нашими газетчиками в разных случаях, сплошь и рядом ни к селу ни к городу. Вот лишь некоторые из бесчисленных примеров, взятые из периодических изданий: «Страсти по Нобелю», «...по Консти-"

туции», ... по власти», «... по Монике и Биллу», «... по школьной программе», «... по президенту», «... по панели», «... по иномарке», «...по стриптизу», «...по пятой графе», «...по акулам», «... по магистрали»...

Афиши 90-х в России заманивали публику на спектакли театров «Страсти по Бумбарашу», «... по Митро-фану», «... по Торчалову», на конференцию «Страсти по поставангарду»...

Что означают сии выражения? Судя по контексту — вскипание и бурление страстей вокруг чего-то или кого-то? Страсти же сами по себе — просто весьма сильные чувства...

Перед нами курьезный, но,увы,нередкий в журналистике результат путаницы.

В церковной музыке известны так называемые пассивны — страсти —

творения о страстях, то есть страданиях Иисуса Христа, испытавшего нестерпимые крестные муки, а перед казнью — пытки бичеванием, увенчанием колючими терниями, всяческие издевательства. И.С. Бах, например, сочинил «Страсти по Иоанну», «Страсти по Луке», «Страсти по Марку», «Страсти по Матфею» для хора и солиста с оркестром. «Страсти по Иоанну» или «по Матфею» — это отнюдь не шумиха-сви-стопляска вокруг Иоанна или Матфея. И не какие-нибудь девичьи переживания с воздыханиями — вроде «саратовских страданий» — по Иоанну или Матфею. «Страсти по Иоанну» — изображенные композитором и либреттистом Христовы страдания по (т. е. согласно) Евангелию от Иоанна. Иначе говоря — страдания

по описанию того или иного евангелиста. Сравним с похожей формулировкой: таковы исторические события по — согласно — Карамзину или Соловьёву, Ключевскому и т. д.

В этом смысле «страсти по президенту», «страсти по Митрофану» и прочие стилистические изыски того же пошиба звучат нелепо: речь-де пойдет о чьих-то страданиях по рассказам президента, Митрофанушки и т. п. Что до «страстей по стриптизу», «по панели», «по иномарке», «по пятой графе», «по школьной программе», то здесь и подавно околесица.

И, напротив, безупречно грамотны заголовки: «Страсти вокруг иранской АЭС», «Армения: страсти вокруг парламента», «Страсти вокруг Эймсов». Тут все четко и понятно.

Лев БОБРОВ, инженер

Досье эрудита

ЛУЧИ БЕСКОРЫСТИЯ

Оказывается так можно назвать рентгеновские лучи. Они были открыты Вильгельмом Конрадом Рентгеном (1845—1923) в 1895 г., работавшим тогда в Вюрц-бургском университете. За это открытие ученый в 1901 г. первым из физиков удостоен Нобелевской премии, а затем и звания доктора медицинских наук.

В дальнейшем он уже стал почетным членом многих научных обществ мира, в том числе и Российского технического общества.

Чтобы его просвечивающий аппарат быстрее вошел в медицинскую практику, Рентген не запатентовал его. Он бескорыстно подарил миру свое великое изобретение.

К 1926 г. на одной из тихих улочек Петроградской стороны в Ленинграде

сформировался комплекс научных и лечебных учреждений, использовавших в своей повседневной работе рентгеновскую аппаратуру. И тогда было решено отметить заслуги немецкого ученого — дать его имя этой улице, а около одного из домов поставить ему памятник. Скульптору В. Синайскому заказали бронзовый бюст на гранитном пьедестале. В 1929 г. памятник был торжественно открыт.

Шевели извилиной

МАРКО ПОЛО ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО КИТАЮ, СИДЯ В ГЕНУЭЗСКОЙ ТЮРЬМЕ

Перед тем как отправиться в свое историческое плавание к берегам Нового Света, Христофор Колумб, желавший обогнуть земной шар и добраться до Азии, внимательно изучал книгу венецианского купца Марко Поло «Описание мира». Ее автор был одним из немногих европейцев, побывавших в Средние века в Китае, и уж точно единственным, кто издал путевые заметки о своем путешествии. Факт посещения итальянцем Поднебесной Империи не вызывал у историков никаких сомнений вплоть до

2000 г., когда заведующая секцией китайской литературы Британской библиотеки Ф. Вуд выступила с сенсационным заявлением. Она открыто выразила сомнение в том, что Поло когда-либо заезжал восточнее торгового представительства своей семьи в Константинополе, а его книга не что иное, как грандиозная мистификация. Перелопатив горы исторических хроник периода правившей в XIII в. в Китае династии Юань, англичанка обнаружила, что венецианец не знает таких вещей, которые должны бы

ли быть известны любому, кто побывал в Поднебесной. Так, например, он в своей книге не упоминает о Великой Китайской стене, об обычае чаепития, о традиции бинтовать ступни ног девочкам... Есть в «Описании мира» и масса других проколов.

Научный мир встретил заявление Вуд в штыки. Но неугомонную Франсис это ничуть не смутило, и она решила доказать свою гипотезу. Недавно в Великобритании вышла её книга «Был ли Марко Поло в Китае». В ней англичанка аргументированно