Техника - молодёжи 2006-03, страница 61

Техника - молодёжи 2006-03, страница 61

хиатра, в обычных условиях «тормозятся нормальным аппаратом сознания». А вот если у человека есть психотизм, то он, словно волшебный эликсир, устраняет тормозящий эффект. И тогда дарование проявляется во всей красе. Иными словами, любой выдающийся человек подвержен тем или иным психическим отклонениям от нормы. И чем более он гениален, тем больше не в ладах со своей собственной головой.

Развивая эту теорию, Се-галин пришел к парадоксальному выводу: все мы потенциально гениальны в какой-то сфере, но, будучи психически здоровыми, не

РЕМЁСЛА www.tm-magazin.ru

59

в состоянии реализовать свои скрытые способности.

Вскоре после выхода в свет «Клинического архива» он был запрещен как работа, бросающая тень на гениальных деятелей советского государства. Его изъяли из публичных и специализированных библиотек и даже из букинистических магазинов. На долгие годы исследования Сега-лина оказались забытыми. Но совсем недавно его дело продолжил заведующий кабинетом психодиагностики госпиталя им. Бурденко, профессор Анатолий Карташов. Через лабораторию ученого прошли многие наши современники

с незаурядными способностями. И у всех обнаружили повреждение 11-й хромосомы, ответственной за психическое состояние человека. Оказалось: при таком повреждении организм пытается исправить ситуацию и начинает работать в интенсивном режиме, приводя в действие резервные силы. В том числе и интеллектуальные. Блестящая догадка Сегалина полностью подтвердилась.

Карташов пошел дальше своего предшественника. Современной медицине достаточно одной капли крови, чтобы определить, есть ли у человека повреждение 11-й хромосомы, а

следовательно, здоров ли он психически. Таким же способом, уверен профессор, можно установить, кто гений, а кто — нет. Если 11-я хромосома цела, о гениальности позабудь, а если повреждена, то в какой-то из областей она проявится.

Не за горами то время, когда генетики научатся исправлять сбои в генном аппарате людей. Тогда появится возможность лечить и душевнобольных. Однако, предупреждает Карташов, избавившись от психических болезней, человечество излечится и от гениальности, которая, по сути дела, — лишь косвенное их проявление.

Жанна ЯРОПОЛОВА, биохимик

Неизвестное об известном КТО ЖЕ ИЗОБРЕЛ ТОМОГРАФИЮ?

Нобелевская премия за томографию — метод сканирования объекта рентгеновскими лучами для получения объемной информации — вручена английским специалистам Хаунсфиль-ду и Кормаку, названными в дипломе изобретателями. На самом же деле это открытие сделано венгерским инженером Табором Франком (1908 — 1944)

ровно за 30 лет до акта вручения Нобелевской регалии англичанам в 1968 г.

Габор учился в Будапеште, получил диплом инже-нера-механика, но весь свой незаурядный талант посвятил проблемам рентгенографии. Работая в экспериментальной лаборатории, которую субсидировал международный концерн «Филипс», он к 1938 г. технически обосновал и проверил на практике метод послойного сканирования тканей тонким рентгеновским лучом.

В 1940 г. концерн «Филипс» запатентовал в Гамбурге этот метод как свой собственный. В 1941 г. Венгерская королевская патентная коллегия опубликовала это же описание, и тоже без ссылки на автора.

Как же получилось, что изобретателями стали англичане? Оказывается, с конца 1945 г. в Англии работала комиссия по изучению патентов побежденных во Второй мировой войне государств, и секрет томографии был попросту присвоен англичанами.

Константин СМИРНОВ, инженер

Однажды ОБЩЕНИЕ С ЗЕМНЫМ РАЗУМОМ

В 60-х гг. в одном итальянском городке проходил Международный конгресс по искусственным языкам, разрабатываемым тогда математическими лингвистами для общения с внеземным разумом, если та

ковой будет обнаружен в грядущих космических экспедициях. Во время перерыва несколько американских делегатов, среди которых был и создатель одного из таких языков — АПГОЛа, зашли перекусить в кафе, где с ними затеяла игривые разговоры молодая итальянская красотка. Американцы итальянского языка не знали и никак не могли

взять в толк ее речей. И тут одного из них осенило.

— Послушай, — сказал он разработчику АЛГОЛа. — Нет сомнений, что эта синьорина — разумная живая система. Как таковая она должна понять твой АЛГОЛ, считающийся посильным для понимания даже неведомым нам внеземным существам. Пообщайся-ка ты с ней!

Ученый тут же набросал на салфетке «Пифагоровы штаны», 2+2=4 и другие, как ему казалось, очевидные вещи, и передал красотке. Та быстро взглянула на послание, что-то черкнула под ним и вернула американцу. Тот развернул бумажку и увидел под своими формулами ее ответ: 20 $

Владислав ВАПЯГИС, инженер

Читая классиков

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ГАРДЕРОБА!

Годами мы простодушно произносим эту фразу, полагая, что это цитата из одной из основопологающих работ нашего великого режиссера К. С. Станиславского по теории театра. С тем большим изумлением узнаем, что на самом деле Константин Сергеевич высказал эту мысль всего лишь в при

ветствии московскому цеху гардеробщиков еще в дореволюционные годы.

«Вы,— писал он гардеробщикам,— наши сотрудники по созданию спектакля. Наш МХТ отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей, вы можете подготовить их как в благоприятную, так и в неблагоприят

ную сторону для восприятия впечатлений, идущих со сцены. Если зритель рассержен, он не в силах отдаваться впечатлению и делается рассеянным и невосприимчивым, если же, войдя в театр, он сразу почувствовал к нему уважение, он смотрит спектакль совсем иначе. Вот почему я считаю вашу работу очень важной...»

Ксения КОКОВА,

Рис. Владимира ПЛУЖНИКОВА