Техника - молодёжи 2006-08, страница 36

Техника - молодёжи 2006-08, страница 36

ч

2006 №08 ТМ

ИЗ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОСТИ

i

Россия, не без оснований, всегда считала Грумант — Шпицберген своей территорией. Для охраны побережья архипелага спроектировали особый класс крейсеров, но построили только два — помешала русско-японская война 1904 — 1905 гг А потом Первая мировая, Гражданская, разруха, ослабившие внешнеполитические позиции России. Что и подтолкнуло правителей Западной Европы и США на отчуждение России от Шпицбергена. Однако она всё-таки выбила белых и интервентов, и обидеть сильно её западноевропейцы не решились, поэтому в договоре о Шпицбергене 1920 г можно прочитать, что «в ожидании того, что признание высокими договаривающимися державами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане высоких договаривающихся сторон».

Ответом на договор 1923 г стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г.: «Объявляются территорией СССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего Постановления признанной правительством СССР территории ка-ких-либо иностранных государств, расположенных в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья СССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32°4'30" восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-гу-бы, через триангуляционный знак на мысе Кекурском, и меридианом 168°49'30" западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющим острова Ратманова и Крузенштерна от группы островов Диомида в Беринговом проливе».

А теперь несколько слов о территориальном море. Берём конвенцию 1982 г.: статья 17 регулирует право мирного прохода, статья 18 поясняет, что это такое, а статья 19 даёт его по

нятие. Статья 311 гласит, что «настоящая конвенция не изменяет прав и обязател ьств государств-участни ков, которые вытекают из других соглашений.. . два или более государств-участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений настоящей конвенции».

Итак, действия судовладельца и капитана траулера «Электрон» были абсолютно правильными и законными. Вызывают недоумения решения Мурманской областной прокуратуры, возбудившей по этому поводу очередное дело. Можно подумать, что в ней, кроме юристов, работают опытные капитаны и механики промысловых судов, специалисты по орудиям лова, ведь расследование инцидента должны были производить только профессионалы. Раньше ими занимались морские инспекторы Государственной инспекции безопасности мореплавания и портового надзора. По моим сведениям, сейчас они подчинены капитанам морских торговых портов. Только после получения документов, подготовленных такими специалистами, подкреплённых, если необходимо актами независимых экспертов, иски можно передавать в прокуратуру, Международный суд и российско-норвежскую комиссию.

Будучи государственным морским инспектором, я входил в состав совет -ско-норвежской комиссии и могу утверждать, что требования и претензии / норвежцев были далеко не всегда справедливыми. В частности, задержания мурманских промысловых судов — незаконными, безосновательными.

Поэтому в случае с «Электроном» дело следовало передать в Междуна-родный трибунал по морскому праву и вчинить норвежцам иск на погашение понесённых нами убытков и упущенной выгоды. Кстати, можно было бы добавить иск за моральный ущерб, понесённый моряками.

Применять какие-либо санкции к на-шим капитанам до вынесения вердикта С

Трибунала ООН (я имею в виду Мурманскую прокуратуру) способен только круглый невежда. Любые преждевременные меры в этом отношении будут восприняты как признание нашим правительством правильности действий норвежцев. Впрочем, поступки наших высокопоставленных чиновников ничего, кроме изумления, не вызывают. Кто, например, додумался передать промышленное рыболовство Министерству сельского хозяйства? Рядом с сёлами и деревнями бывают разве что речки да пруды, в которых рыбёшку промышляют удочками, но в «верхах» об этом, видно, не знали. И забыли, как Н.С. Хрущёв передал вдруг Минрыбхоз в Минпищепром, да одумался и через год всё вернулось на круги своя.

Что же касается Шпицбергена, то отторжение его от России (акэтомуявно стремятся наши зарубежные партнёры), пагубно скажется на природных ресурсах архипелага. Чтобы восстановить их, потребуются десятилетия, а сама Норвегия с этим делом не справится. Россия же сохранила в самих арктических районах и флору, и фауну. Так, почему бы не поставить в ООН вопрос о возвращении архипелага под полную юрисдикцию России?

Г )

\

J

i

Д * |

i^ffi ^ ~над, |Ж Я о по

г^Вгт т—т — т * т т г ii J

£

Многоцелевой, в том числе для охраны рыболовной зоны, катер «Икар» (проект разработан в 90-е гг., Россия):

водоизмещение — 99 т, скорость — 45 узлов, вооружение: 30-мм пушка и пулемёт, — мощность силовой установки — 5120 кВт, дальность плавания — 500 миль, длина — 35 м, ширина — 7,8 м, осадка — 2 м, экипаж — 6-14 человек. Состав вооружения может изменяться по желанию заказчика

ОБ АВТОРЕ ЭТОЙ СТАТЬИ

Капитан дальнего плавания B.C. Шитарев вот уже четверть века сотрудничает с нашим журналом. За эти годы мы опубликовали более полусотни его статей и очерков о море и кораблях и различных происшествиях, случавшихся с ними.

Виктор Сергеевич — потомственный моряк. Впервые он надел флотскую форму в далёком 1952 г. и с тех пор не изменял однажды избранному курсу. Он много лет ходил на судах заграничного плавания, прошёл все ступени служебной лестницы, не раз пересекал экватор, бывал в «ревущих сороковых» и «воющих пятидесятых» широтах.

Ему довелось командовать морским буксиром с крупной надписью на борту «Спасатель» и участвовать в 30 с лишним операциях со всеми «северными надбавками», как-то полярная ночь, жесточайшие штормы с морозом и снежными зарядами. В частности, под его руководством выручали потерпевший аварию боевой подводный атомоход и два наших торговых судна, подорванных диверсантами в африканском порту Намиб.

С 1973 г. Шитарев работал в аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР, а в последние годы — в Главной государственной инспекции мореплавания и портового надзора того же ведомства. Там он курировал безопасность торгового судоходства на северном бассейне и все аварийно-спасательные службы Минрыбхоза.

Виктор Сергеевич, автор нескольких специальных и научно-популярных книг и многих статей, продолжает служить морю, читая курс международного морского права в Государственном университете.Редакция поздравляет B.C. Шитарева с 70-летием и 25-летним юбилеем сотрудничества с нашим журналом.

Так держать, капитан! ПШ