Техника - молодёжи 2006-08, страница 39

Техника - молодёжи 2006-08, страница 39

ЭХО ТМ

www.tm-magazin.ru 37

ся от 1 до 9— 12). Но энергии одного фотона для этого недостаточно, их нужно от 9 до 12. Процесс идёт следующим образом: первый фотон переводит систему на следующий уровень, затем она ждёт, когда прилетит второй фотон, который снова переведёт систему на следующий уровень, и т.д., и т.п. Вероятность Р того, что система поглотит фотон и что прибудет именно нужный фотон, во много раз меньше единицы. Тогда общая вероятность нужного процесса будет произведением из 9 — 12 таких вероятностей — т.е. Р12. Как читатель понимает, общая вероятность такого процесса очень мала. Насколько мы знаем, такие точные расчёты не делались, и всё пока в полном тумане.

Но и у идеи Митрофанова не всё обстоит гладко. Непонятно, как он дальше обойдётся с протоном, который возникнет в процессе электролиза, так как этот протон крайне нужен в совершенно другом месте, где идёт синтез глюкозы или крахмала, и его туда как-то надо переместить. Но ион водорода (протон) такая штука, что химики говорят про него так: если у него есть малейшая возмож

В условиях перехода к рыночной экономике всё больше утрачиваются прежние элементы мотивации изобретательской деятельности. Уместен вопрос: неужели оскудела земля Российская Кулибиными и Черепановыми, Королёвыми и Прохоровыми?..

Ответить на него, казалось бы, просто: учёный, изобретатель, конструктор, производитель новой техники, менеджер по поставкам этой техники на потребительский рынок — каждый из них должен быть заинтересован в доведении первоначальной идеи, открытия, изобретения до конечного товарного продукта и получении на этой основе максимальной прибыли на благо себе и обществу.

Но в том-то и беда, что мы не научились пока по достоинству оценивать труд учёного, конструктора, технолога, без которых все последующие элементы инновационного процесса бессмысленны. Их труд создаёт продукт особой ценности — интеллектуальный или, если использовать соответствующую правовую категорию, интеллектуальную собственность. Именно за счёт неё в конечном продукте воплощаются новейшие потребительские свойства, дающие экономический и социальный эффекты. А у нас в условиях формирования приватизационных процессов вся аппаратная мощь по существу свелась к захвату прав на

ность хоть за что-то зацепиться, то протон это обязательно сделает. К тому же всё происходит в темноте в полном смысле этого слова — энергии фотонов тут вроде бы уже и ненужно. Вот тут-то как раз и понадобится высший квантовый пилотаж. По словам Митрофанова именно тут «физики показали себя в полном блеске». Другими словами, всё предложенное это только малая часть всей умозрительно сложной картины происходящего, что-то вроде грубой карикатуры.

Профессору М. Герценштейну не совсем понравился процесс выпрямления на структуре, которая у Митрофанова называется гратором. Но нам как раз эта идея кажется вполне естественной (и это несмотря на то, что у одного из авторов проф. М. Герценштейн был оппонентом по докторской диссертации более 35 лет назад) и фактически следующей из унитарной квантовой теории, которые развивают авторы заметки. В такой унитарной теории частица не точка, а некий сгусток поля (волновой пакет), который при своём движении периодически появляется и исчезает, а огибающая такого про

Николай ДАВЫДОВ, Москва

уже имеющуюся интеллектуальную собственность. Для создания же новой нет единого механизма стимулирования ни на государственном, ни на других уровнях.

Между тем, за рубежом такие механизмы существуют. Так, внесённые в 80-е гг прошлого столетия конгрессом США изменения в законодательство, передающие разработчикам права на интеллектуальную собственность, созданную ими за счёт средств государственного бюджета, явились мощным прорывом в инновационном развитии экономики страны. В течение всего лишь двух лет только налоговые поступления от внедрения инновации привнесли в экономику США 40 — 50 млрд долларов.

Ныне у нас для достижения прогресса на этом направлении важно ответить на вопросы: как оценивать интеллектуальную собственность и, следовательно, труд создающих её разработчиков? И как учесть стоимость, объём и качество новых потребительских свойств товарной продукции, полученных за счёт использования в ней интеллектуальной компоненты?

Прежде всего, необходима конкретизация методов и способов оценки и учёта стоимости инноваций при заключении договоров и лицензионных соглашений заказчиков с исполните-

цесса как раз и совпадает с длиной де Бройлевской волны. А теория квантовых измерений в ней — именно такая, как описывает проф. М. Герценштейн в своей заметке. По этому поводу авторы даже написали книгу: L. Sapogin, Yu. Ryabov, V. Boichenko: Unitary Quantum Theory and New Source of Energy. Она в прошлом году на английском вышла в Америке. В Техническом университете МАДИ давно читается курс с таким же названием, и издан даже курс лекций на русском языке (Л. Сапо-гин, Ю. Рябов, В. Участкин. Унитарная квантовая теория и новые источники энергии. 2003). С позиций этой теории идеи Олега Митрофанова становятся ещё более интересными.

Выяснение законов и основ фотосинтетической продуктивности растений, разработка принципов её оптимизации и повышения эффективности — важная задача современности, которой в мире уделяется очень мало внимания, а Большой Кошмар Энергетического Кризиса не за горами, и эффективный фотосинтез мог бы здесь существенно помочь. Но полной ясности в механизме до сих пор нет. D31

лями на самых разных этапах разработки и создания наукоёмкой продукции. Причём, эти методы должны обрести законный юридический статус во всей финансово-бухгалтерской договорной документации.

А кто же вправе судить? Кто достаточно компетентен, чтобы поставить задачу перед учёными и разработчиками на создание новой действительно конкурентоспособной наукоёмкой продукции?

Профессионально и грамотно принять решение, учитывающее, в том числе, и обоснованный коммерческий риск формируемого проекта, должен некий консультативный орган, способный на основе анализа конъюнктуры рынка, других сопутствующих факторов давать объективную оценку о целесообразности создания конкретного образца наукоёмкой продукции. Вопрос чрезвычайно злободневный для всех отраслей хозяйства независимо от форм собственности. QS)

Рис. Александра Дмитрова

ПОЧЁМ НЫНЧЕ ИНТЕЛЛЕКТ?