Техника - молодёжи 2006-08, страница 626 0 2006 №08 ТМ Неизвестное об известном ПОПРАВКА НА УПРЯМСТВО Будучи молодым, К.А. Тимирязев проходил практику в лаборатории немецкого физика Роберта Бунзена. Однажды ему было дано задание провести количественный и качественный анализ светильного газа. При этом Бунзен дал очень строгую схему опытов, состояв шую из ряда пунктуальных параграфов. Однако у Тимирязева результат получился не тем, что ждал его наставник. Повторяя опыт снова и снова, Тимирязев никак не мог понять, где же получается ошибка. Его недоумение рассеял лаборант Бунзена -молодой человек, давно работающий с патроном: - Мой шеф обладает край ним упрямством и не верит, что светильный газ содержит ацетилен. Если вы учтёте это его свойство характера в конечной формуле, то результат опыта получится положительным. Ведь вы же сами не могли не заметить присутствие ацетилена... Жанна ЯРОПОЛОВА, биохимик КОЛБАСА — НЕ МЯСО В апреле 1913 г. Фёдор Иванович Шаляпин писал Максиму Горькому: «Был в Звенигороде, два дня лазил на колокольню Саввино-Сторожев-ского монастыря, звонил сам в колокол. Славно очень отдохнул и получил общее удовольствие. Монахи отнеслись ко мне весьма гостеприимно и угощали меня водкой и колбасой». На первый взгляд кажется, что ничего примечательного в словах великого русского певца нет. Но вдумайтесь: мо нахи кормили Шаляпина колбасой перед Пасхой в великий пост, когда есть мясо категорически запрещалось! Как ни странно, ничего криминального в этом не было. И объяснение — в истории появления колбасы в России, куда это итальяно-германское кушанье проникло только на рубеже XIX-XX вв. В 1890-е гг производство колбасы было сосредоточено в одном-един-ственном месте — в Угличе, где располагалось несколько колбасных заводов. Их владельцы рассчитывали, что потребителями этого дешёвого продукта (колбаса стоила в несколько раз меньше обычного мяса) станут миллионы простых людей. Но, увы, европейская новинка не очень-то приживалась на русской почве. Крестьянство считало колбасу богомерзким немецким продуктом, не совместимым с русской православной традицией. Неприязнь к колбасе разделяли и просвещённые слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырьё с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого чёрствого хлеба, крахмала — зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий «свежий» цвет. Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы всё того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX в. Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой, тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса — единственный мясной продукт, разрешённый к употреблению во время поста, стал серьёзным подспорьем и, благодаря своей дешевизне, не сильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX в. колбаса стала пользоваться огромной популярностью. Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом. Константин СМИРНОВ, инженер Досье эрудита ИНЖЕНЕР ВО УНИВЕРСИТЕТСТВЕ С недавних пор все ВУЗы в России стали университетами — горными, авиационными, коммунальными, автодорожными... Однако, здраво рассуждая, таких специализированных университетов быть не может по определению! В 1830 г., когда ремесленная школа при московском воспитательном доме преобразовывалась в ремесленное училище, никому не могло взбрести в голову назвать его ремесленным университетом. И в 1868-м, когда оно приобрело эпитеты «императорское» и «техническое» и стало готовить не «искусных мастеров», а инженеров, механиков, строителей и техно логов, оно всё-таки осталось училищем, а не было названо университетом. И в советское время, когда старейшее техническое учебное заведение страны стало ещё и «высшим» и готовило инженеров сорока специальностей, оно по-прежнему называлось училищем. И только в наши дни с подачи одного выдающегося выпускника МВТУ, который, заняв пост ректора, взял да и переименовал свою «альма матер» в университет, правда, «технический», другие специализированные ВУЗы поспешили сделать то же. И невдомёк было ни этому ректору, ни его коллегами из других институтов, что по определению университет потому и университет, что он не технический, что в нём изучают не прикладные, используемые в произ водстве дисциплины, а именно универсальные, то есть всеобщие, обобщённые знания — теологию, философию, филологию, психологию, логику, юриспруденцию, математику, астрономию. В университетах готовят не инженеров, которые должны полученные в ВУЗе знания и навыки применять на производстве, а учёных, призванных в стенах самих университетов двигать вперёд универсальные знания, делая фундаментальные открытия, выдвигая смелые гипотезы, разрабатывая новые теории и обучая тех, кому надлежит делать то же самое в будущем. Если бы ректор МВТУ догадывался об этом фундаментальном различии между техническим вузом и университетом, он переименовал бы своё многопрофильное техническое учебное заведение в Московский политехникум, а не дал бы ему название «технический университет» столь же бессмысленное, как какая-нибудь «ветеринарная математика» или «стоматологическая логика». Герман СМИРНОВ, инженер |