Техника - молодёжи 2006-08, страница 64

Техника - молодёжи 2006-08, страница 64

6 2 2006 №08 ТМ

НЕВЕРОЯТЬ

Посетители Музея изобразительных искусств в Москве и Эрмитажа в Петербурге, сами того не подозревая, могут увидеть сердца французских королей, размазанные по холстам художников Мартина Дроллинга и Александра Сен-Мартена. Во время французской революции они вынесли сердца Бурбонов из усыпальницы, чтобы изготовить из них редкую краску—жжёную охру...

В старинном аббатстве Сен-Дени под Парижем в мрачной крипте собора хранятся в металлических ковчегах забальзамированные сердца французских королей. Но так было не всегда. До Великой французской революции сердца представителей царствующего дома Бурбонов хранились не только в Сен-Дени, но и в парижской церкви Валь-де-Грас и в Церкви иезуитов на улице Сент-Антуана. Здесь в мавзолеях, поддерживаемых ангелами из золочёного серебра, покоились сердца Людовика XIII и Людовика XIV. Во время великой междоусобицы обе церкви

Мартин Дроллинг.

«Хорошие новости», 1806. Холст, масло. Частная коллекция, Франция

Мартин Дроллинг.

«Интерьер кухни», 1815. Холст, масло. Париж, Лувр

Написано сердцами

Ксения СМИРНОВА

ФРАНЦУЗСКИХ КОРОЛЕЙ

были разграблены, и только после восстановления монархии ковчеги с внутренностями этих двух королей нашлись и были помещены в аббатство Сен-Дени. Останкам других представителей дома Бурбонов повезло меньше. Все сердца из церкви Валь-де-Грас исчезли бесследно.

Однако и с сердцами Людовиков XIII и XIV не всё сложилось так удачно, как принято считать. Вскоре после водворения их в Сен-Дени поползли слухи, будто урна Короля-Солнца пуста, высказывались самые дикие версии, вплоть до того, будто сердце и внутренности Людовика XIV были... съедены настоятелем Вестминстерского аббатства!

В первой трети XX в. аббат Дюпе-рон решил положить конец подобным измышлениям и вскрыл ковчег Короля-Солнца. И действительно, в нем оказалась лишь маленькая круглая коробочка, в которой лежало несколько кусочков вещества, более всего похожего на остатки костей.

Открытие Дюперона вызвало шок в среде историков. Если раньше они просто отмахивались от фантастических версий, то теперь вопрос о судьбе внутренностей великого короля грозил остаться без какого бы то ни было вразумительного ответа.

Установить, куда же девалось сердце Людовика XIV, сумел известный французский историк Жорж Ленотр. Правда, другие историки по сию пору старательно замалчивают

его открытие: то, что в действительности произошло с сердцами Коро-ля-Солнца и других представителей рода Бурбонов не менее кощунственно, чем если бы их съели...

Вот что выяснил Ленотр, сопоставив всего два документа из бумаг Управления двора Людовика XVIII, занявшего престол после революции. Они хранятся в Национальном архиве Франции под № 03629.

В начале февраля 1819 г. добропорядочный парижанин Филипп-Анри Шунк, живший в доме 26 по улице д'Артуа, наткнулся на афишу, извещавшую о распродаже антикварной коллекции недавно умершего архитектора Пти-Раделя. Будучи большим любителем старины, Шунк отправился на торги. В перечне лотов он увидел тринадцать медных дощечек, которые, судя по выгравированным на них надписям, служили бирками на урнах, где хранились сердца принцев и принцесс королевской крови. Кто-то уже купил двенадцать таких табличек, так что Шунку осталось лишь забрать тринадцатую с именем Людовика XIV, уплатив за неё девять франков.

Чрезвычайно довольный приобретением, парижанин решил разузнать историю купленного им раритета. Для этого он познакомился с близким другом Пти-Раделя, художником Александром Сен-Мар-теном, и тот рассказал ему о происхождении необычного предмета.

Оказывается, в годы Революции Пти-Радель как архитектор был назначен надзирать за разрушением королевских гробниц в Сен-Дени, Валь-де-Грас и Церкви иезуитов. Себе в помощники он пригласил самого Сен-Мартена и художника Мартина Дроллинга. Сперва живописцы отказались, но архитектор соблазнил их тем, что в усыпальницах им удастся раздобыть «мумиё». Так называли тогда жжёную охру — очень медленно сохнущую коричневую краску, лежащую в основе составов, которыми были забальзамированы сердца Бурбонов. Это вещество очень ценилось художниками, ведь из него получался несравненный лак для лессировки. Во Францию «мумиё» привозили только

Анна Австрийская (1601 — 1666) Частная коллекция, Россия