Техника - молодёжи 2006-10, страница 32

Техника - молодёжи 2006-10, страница 32

30 2006 №10 ТМ

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Воспроизведение голографического фильма в лаборатории

Момент съёмки голографической камерой на киностудии имени Горького. 1986 г.

Голографическая киноплёнка

принявшего решение поддержать строительство первого голографического кинотеатра...

Потом грянула перестройка, и большая часть работ в науке и технике, включая описываемую здесь, осталась без финансовой поддержки. Другие страны тоже не могли довести исследования в этой области до практической реализации. Виной тому было отсутствие собственных неординарных идей. Кроме того, весь мир увлёкся цифровыми видеоэффектами, которые были проще (и дешевле) в реализации, но давали хорошую коммерческую отдачу. И не требовалось полностью переоборудовать кинотеатры, переучивать армию актёров, режиссёров, операторов, менять их мировоззрение.

Но магия «совершенного» кино влекла к себе, и многие деятели искусства из-за кордона поглядывали на российские разработки, которые продолжали появляться при полном отсутствии финансирования и вопреки рыночным законам. Международным признанием кинотехнологий, разработанных в НИКФИ, стало присуждение ему в 1991 г. «Оскара» за комплекс достижений в трехмерном кинематографе.

Последнее десятилетие прошлого века неутомимый профессор Комар (которому в сентябре исполняется 93 года и который почитается во всём мире как изобретатель голографического кино) при поддержке Южно-Корейского института науки и технологий провёл в решении ещё одной фундаментальной проблемы, ставшей очевидной ещё на съёмках первых голографических фильмов. Дело в том, что источники когерентного и монохроматичного света, ко

торые нужны для создания качественных кадров-голограмм, можно применять только в закрытых помещениях. Съёмки на природе привели бы к необходимости использования лазеров чрезвычайно большой мощности, что вряд ли осуществимо. Были проведены многочисленные опыты, и в результате российско-корей-ский коллектив предложил для открытых пространств использовать многоракурсный способ, то есть съёмку нужной сцены из разных положений. Для этого разработали камеру с восемью (!) объективами, количество которых, тем не менее, быстро сократили до двух (как при обычной стереосъёмке), доверив вычисление промежуточных позиций мощной компьютерной программе. Пятидесяти таких ракурсов, впоследствии переводимых на гологра-фическую плёнку (её разрешающая способность раз в сто больше, чем у киноплёнки), оказалось достаточно для получения качественного кадра. Этим снимается последнее ограничение на пути в новую эру кино.

Подоспели и американцы. Не так давно учёный из Техаса Гарольд Гарнер с коллегами разработал го-лографическую видеосистему, где роль интерференционной картины исполняет пластина, содержащая 800 тыс. управляемых микрозеркал размером 16 х 16 мкм каждое. Их углы поворота определяет компьютер, что даёт возможность при освещении пластины лазерным светом представлять в объёме снятые обычной цифровой камерой двухмерные сцены и синтезировать полноценные динамические голограммы.

Что же, серьёзных препятствий на пути голографического кино к зри

телю больше нет? Однако инвесторы не торопятся вкладывать деньги в будущее кинематографа, руководствуясь скепсисом или недальновидным финансовым расчётом. Видимо, только очередной стресс может заставить киноиндустрию двинуться в новом для себя направлении. Так бывало и раньше. Когда в конце сороковых появились черно-белые телевизоры, посещаемость кинотеатров в мире сократилась на десятки миллионов человек. Именно тогда для привлечения зрителей были разработаны несколько широкоэкранных форматов (некоторые из них используются по сей день). Через десять лет после первого новый кризис поразил мир кино — началась эпоха цветного телевидения. В результате экстренно проведённых масштабных исследований зрительских вкусов кинотеатры стали многозальными, обзавелись гардеробами, кафе, автостоянками, игровыми автоматами. Относительное благополучие продолжалось до появления на стыке семидесятых —восьмидесятых видеомагнитофонов. Здесь уже пришлось менять технологии кинопроизводства и кинопоказа. Именно этому периоду мы обязаны пришествием спецэффектов и многоканального звука, популяризацией стереокино. Теперь же, во времена победного шествия DVD и возникновения «домашнего» формата Digital VHS, бурного развития кабельного, спутникового и цифрового телевидения, у мира кинобизнеса назревают очередные проблемы. И деятели кино снова начали поиски путей выхода из неприятной ситуации. Главным из них называют развитие цифровых технологий, позволяющих, при хорошем качестве демонстрации фильмов, оперативно доставлять их в кинотеатры, осуществлять «кино по требованию», показывать спортивные передачи, концерты и, конечно, рекламу.

А как же голо графическое кино? О нём тоже не забывают, но прогнозы по-прежнему неутешительные. Доктор Гарнер, ссылаясь на ряд технических и экономических проблем, выразился на этот счёт очень осторожно: «Может быть, это будет в 2020 году». Другой известный в мире голографии американский специалист недавно сказал: «Пусть сначала русские реализуют, а потом посмотрим, стоит ли внедрять у нас». В НИКФИ, благодаря которому наша киноиндустрия никогда не была на мировых задворках и который в прошлом году оказался брошенным на произвол судьбы Министерством культуры, не теряют оптимизма: «Наверное, американец прав: мы должны быть первыми». ОИ