Техника - молодёжи 2006-11, страница 16

Техника - молодёжи 2006-11, страница 16

2006 №11 ТМ

' ИЗ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОСТИ

космонавтики. Её учредителями следует считать тех, которые присутствовали на первом (учредительном) собрании 28 марта 1991 г. Иные варианты, по закону, должны рассматриваться как не соответствующие действительности. Об этом приходится сказать, так как в последнее время появилось несколько публикаций, в которых картина создания Академии космонавтики фальсифицирована. Более того, некоторые авторы этих публикаций вообще не были в числе её первых организаторов.

Помимо чистых «технарей» — конструкторов ракетно-космиче-ских систем, руководителей космических производств — и учёных, в состав Академии вошли журналисты и писатели, освещавшие в своём творчестве проблемы космонавтики, пропагандировавшие её достижения.

Среди них был, например, писатель Анатолий Александрович Щербаков. Это имя ничего не говорит широкому читателю (отчасти потому, что было несколько писателей с этой распространенной фамилией). А.А. Щербаков работал сначала в качестве инженера на фирме С.П. Королева, затем, обнаружив в себе поэтический талант, посвятил свое творчество исключительно поэзии, воспевая подвиги космонавтов и успехи советской космической науки образным языком. Он выпустил несколько сборников своих стихов. Особенно любопытна составленная им антология русских поэтов, произведения которых были посвящены космосу, Вселенной...

Уникальным пропагандистом космонавтики был Василий Дмитриевич Захарченко, главный редактор журнала «Чудеса и приключения» (а до этого — журнала «Техника — молодежи»). Его дело продолжил главный редактор журнала «Техника — молодежи» и нескольких других изданий Александр Николаевич Перевозчиков. Лев Абрамович Гильберг — главный редактор литературы по авиации и космонавтике издательства «Машиностроение». Журналист, автор книги об С.П. Королеве Ярослав Кириллович Голованов известен широкому читателю. Виктор Ноевич Комаров — член Союза журналистов, автор нескольких научно-популяр-ных книг о космосе и Вселенной. В журналистских кругах, близких к космонавтике, известно имя Евгения Ивановича Рябчикова, написавшего ряд книг о первых полётах советских космонавтов и о деятельности С.П. Королёва и других советских конструкторов.

Заседание президиума Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Москва, 1991 г. Слева на право: Н.А. Варваров (журналист, популяризатор космонавтики), Б.И. Романенко, Л.Н. Мельников, А.Д. Урсул, В.П. Казневский, A.M. Никулин

В настоящее время Академия получила новое наименование — Российская Академия Космонавтики имени К.Е. Циолковского (РАКЦ) — и статус государственного уровня. С 2000 г. президентом Академии стал В.П. Сенкевич. Он был избран на этот пост после смерти предыдущего президента, крупнейшего ученого и конструктора, академика РАН РФ В.Ф. Уткина. В 2005 г. Сенкевич скоропостижно скончался, о чем скорбят все, знавшие Владимира Петровича. Президентом Академии был избран Анатолий Сазонович Короте-ев, директор Исследовательского Центра им. М.В. Келдыша, академик РАН. Под его руководством РАКЦ подписала соглашение с Рос-космосом о совместных работах в области космонавтики.

Сегодня Академии направлена на интеграцию фундаментальной и прикладной науки, что необходимо для перехода на новые технологии. Ведущую роль в ряде из них должна играть космонавтика. Наряду с другими наукоемкими областями знания и промышленного производства, исследование космического пространства и полеты на другие планеты Солнечной системы способны вывести Россию в самые передовые промышленно развитые страны современного мира.

Широкому читателю следует объяснить частую смену руководителей нашей Академии.

Если вначале Академия космонавтики мыслилась как преимущественно — гуманитарная, с акцентом на человеческие факторы и гуманитарные проблемы (экология,

образование, проблемы выживания человека в современном мире, экзобиология, медико-биологичес-кие проблемы пребывания человека в космическом пространстве), то в дальнейшем направление деятельности Академии резко изменилось. АД. Урсул как философ вполне естественным образом руководил организацией, в которой во главу угла были поставлены чисто человеческие проблемы, которые должны были адаптировать чисто техническую отрасль к земным нуждам, приблизить ее к Земле и жизнедеятельности людей.

Костяк гуманитарной организации сформировался ещё на первом учредительном собрании. Однако численно нас действительно было мало — чуть больше 30 человек (по списку). Реально же присутствовало ещё меньше — известный специалист в области ракетостроения и проектирования космических систем Игорь Алексеевич Меркулов, сподвижник К.Э. Циолковского, скончался накануне учредительного собрания и был избран в состав Академии посмертно. По разным причинам отсутствовали приглашенные на это первое заседание учредителей космонавты Игорь Петрович Волк, Виктор Васильевич Горбатко и Виталий Иванович Севастьянов. В конечном итоге на собрании оказался 21 человек, которые и стали учредителями и одновременно первыми членами новой Академии. Это были действительные члены, а отсутствовавшие космонавты заочно были избраны почетными академиками нашей организации. Таким образом, первых