Техника - молодёжи 2006-11, страница 4846 2006 №11 ТМ ИЗ ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБУВИ Ирина ВИНОКУРОВА Учёные подсчитали, что в среднем за свою жизнь человек делает столько шагов, что вполне мог бы дойти до Луны. Но это сколько же обуви нужно стоптать?! САКРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ АССИРИЙСКОГО САПОГА Обувь, пожалуй, была одним из первых ноу-хау древнего человека — ноги кормили и спасали от диких зверей и врагов, поэтому люди, довольно рано поняв, что их надо беречь, стали обматывать ступни шкурами убитых на охоте оленей, диких лошадей и других животных. С древности обувь была связана не только с удобством, но и с ритуальными и магическими действиями, так как считалось, что отпечаток ноги является знаком того, что оставляет после себя человек в жизни. Ассирийцы, например, использовали сандалию для приношения клятвы в деловых переговорах. Египтяне обменивались сандалиями в знак заключения сделки; отец передавал жениху обувь невесты как символ того, что она переходит на его попечение. У англосаксов долгое время существовал свадебный обряд, при котором жених прикасался туфлей к голове невесты, чтобы утвердить свою власть над ней. У викингов была процедура введения в род приёмного сына при помощи священного башмака, выкроенного из кожи, снятой с правой задней ноги быка. Во время ритуала приёмный сын надевал этот башмак вслед за отцом — «вступал в его след» и, тем самым, становился наследником. У многих народов брошенная на землю обувь означала претензию на территорию или на господство. В ритуалах древних евреев обувь служила, в зависимости от ситуации, то символом претензий, то подчинения, то знаком уважения. Множество восточных обычаев, связанных с обувью, описаны в Ветхом Завете. Выражение «Простру сапог мой» выражало полное подчинение завоевателю, а снимание с чьей-либо ноги обуви служило подтверждением передачи ему прав и привилегий. В ветхозаветной общине обувь была непременным атрибутом гражданских процедур. По закону в случае смерти состоящего в браке мужчины на его вдове должен был жениться его брат. Если же он отказывался сделать это, выполнялись определённые ритуальные действия, в числе которых невестка должна была снять сапог с ноги своего деверя. О том, какое значение придавалось обуви на Ближнем Востоке, свидетельствует сохранившееся древнее изречение: «Даже дом свой пусть продаст человек, но купит обувь для ног своих». У многих народов есть мифы, сказки, приметы и поверья, связанные с обувью. Древнегреческий Гермес (у римлян — Меркурий) носил волшебные крылатые сандалии, чтобы быстрее сообщать людям приказы богов, живущих на Олимпе. Другой герой греческой мифологии Персей получил от нимф в подарок крылатые сандалии, которые помогли ему стать победителем в схватке с Медузой Горгоной. С детства мы помним сказки о сапогах-скороходах и волшебных башмачках Золушки. В виде сапожков и туфелек делались амулеты на счастье и удачу, светильники, пепельницы, шкатулки. С Древней Руси до наших дней дожил обряд сжигать на праздник Благовещения старую обувь. Это символизировало уничтожение всего плохого, что было раньше, и вступление в новый, благополучный период жизни. Когда речь идёт об обуви, вдруг обнаруживается, что во всех странах мира существует удивительное сходство обычаев и традиций. Например, с античности и до наших дней, всюду считается правильным обуваться, начиная с правой ноги, так как левая якобы несчастливая. Уже не одну сотню лет студенты кладут под пятку пятачок, чтобы получить хорошую отметку. Ни один жокей в мире (а все они страшно суеверны) ни за что не поставит на пол свою обувь перед забегом. До сих пор многие бытовые традиции и религиозные обряды связаны со снятием обуви. Обувь полагалось снимать, входя в дом, её снимали и хозяева в присутствии гостя, чтобы выразить уважение. На Ближнем Востоке обувь снимали в знак траура по умершим родственникам. Без обуви полагается находиться в мечети. Не снять обувь, входя в дом японца, было бы недопустимым нарушением национальных традиций. А вот в средние века снимать обувь даже дома считалось крайне неприличным. 1. Сандалия — самая просто я и самая удобная обувь всег времён и народов 2. Сапог ассирийца. II тыс. до н.э. 3. Деревянная подошва этрусских сандалий длиной 25 см. Части её соединены бронзовыми петлями для придания гибкости. Этрусская обувь славилась по всему Древнему миру. VI в. до н.э. |