Техника - молодёжи 2006-11, страница 49www.tm-magazin ,ru 47 СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕГИПЕТСКОЙ САНДАЛИИ Войдя в обиход людей, обувь практически с момента своего зарождения начала отражать не только национальные, но и социальные особенности, сословную принадлежность, уровень благосостояния. Первые изображения сандалий были сделаны 4000 тыс. лет назад. Три пары сандалий из тонкой кожи, искусно украшенные золотом, обнаружены в гробнице Тутанхамона. Обувь фараона по форме была простой, без бортиков и задника, с загнутыми вверх носками и тремя тонкими ремешками. Зато украшение было изысканным и богатым — ремешок имел форму лотоса и был покрыт самоцветами. На подошве древний обувщик живо изобразил военную сцену и портреты врагов правителя, чтобы при ходьбе он мог попирать их ногами. На большинстве изображений египтян мы видим босыми. Учёные считают, что первоначально обувь вообще была привилегией только фараона и его приближённых. Интересно, в связи с этим, что жена фараона к их числу не относилась и, будучи первой леди страны, ходила босиком так же, как и простые женщины. Древнегреческий историк Геродот писал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города. Фараону полагались специальные церемониальные золотые сандалии, а при дворе была введена высокая должность их хранителя. Постепенно носить обувку разрешили и прочим жителям Египта. Сандалии из папируса и пальмовых листьев были дороги и недолговечны, поэтому египтяне берегли их и носили с собой, надевая лишь изредка. Люди, принадлежавшие к высшим сословиям, могли позволить Такие ботинки носили солдаты Великого Рима. И в до н.э. себе носить обувь постоянно, но обязаны были снимать её в официальных местах и во дворце правителя. Позже сандалии в Египте изготавливали из кожи, которая существенно различалась по качеству и стоимости. Специально для женщин делались более легкие и изящные модели, а высокопоставленные египтянки стали носить на ногах, помимо обуви, ещё и золотые браслеты, украшенные цветной эмалью. В Месопотамии первая обувь делалась из тростника, дерева и шерсти. В Вавилоне и Ассирии большую популярность получили кожа и мех. Обувь ассирийских воинов по внешнему виду удивительно напоминает современный военный ботинок. Они обувались в башмаки, защищавшие пятку, и носили обмотки — узкие полоски материи, обвивающие ногу крест-накрест от ступни через голень до колена. Известно, что воины имели не только обувь из традиционных материалов, но и медную или железную. Несмотря на то, что на протяжении жизни человечества в разных странах в разные эпохи придумывались новые модели и варианты обуви, в её основе неизменными оставались первоначальные идеи, придуманные тысячелетия назад. Можно сказать, что мы и по сей день носим обувь, на которой могло быть написано: «сделано в Древнем мире». Создали же варианты обуви, изменяющиеся в веках, но постоянные в своей основе, древние греки. Им принадлежит также первенство в различении домашней и уличной обуви. Интересно, что, в отличие от других древних народов, греки первыми додумались до того, что сегодня нам кажется простым и очевидным, — стали различать обувь для правой и левой ноги. До них конструкция обуви была таковой, что было безразлично, на какую ногу её надевать. Правда, об этом потом забыли, и вся Европа до 1830 г., когда «открытие разных ног» было сделано повторно, ходила в одинаковых башмаках. В период эллинизма появилась мода украшать подошву разными затейливыми надписями, которые отпечатывались в дорожной пыли. А у гетер и куртизанок подошва обуви была подбита гвоздями таким образом, чтобы шляпки гвоздей оставляли на земле надпись: «Следуй за мной!». Обычные женщины на улице носили обувь на толстой подошве с прикреплёнными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги. Позднее появилась элегантная женская обувь, окрашенная в красный цвет с жёлтым краем на подошвах. В высших сословиях античной Греции популярностью пользова лась обувь на толстой пробковой подошве — котурны. Античная традиция приписывает введение котурнов театру Эсхила. Пробка — легкий, но прочный материал, в такой обуви актёры чувствовали себя на сцене уверенно, котурны делали их гораздо выше и величественней. Культ красоты, царивший в Древней Греции, распространялся на все стороны жизни, греки воспевали сильное, крепкое человеческое тело, любили красивую одежду и затейливую обувь. Основным типом греческой обуви были сандалии, которые, постоянно модифицируясь, превратились в высокий зашнурованный сапог с пробитыми наверху отверстиями, иногда богато украшенный вышивкой и даже металлическими бляшками. Греки придумали еще одну модель, так называемые крепиды — высокие сандалии, похожие на сапожки. Военачальники и богатые воины для торжественных случаев надевали резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывавшие ногу сзади и стягивающиеся спереди шнуровкой так, чтобы пальцы оставались открытыми. В то же время появились и высокие резные сапоги — эндромины. Поскольку у знатных греков было принято во время трапезы за столом не сидеть, а возлежать, то перед едой обязательно нужно было разуваться, поэтому выражение «снять сандалии» было равнозначно «пожалуйте к столу». СОЛДАТСКАЯ ЖИЗНЬ РИМСКОГО БОТИНКА Обувь Древнего Рима в целом была похожа на греческую, но имела некоторые отличия. Представления о прекрасном у римлян были попроще. Эталоном красоты в Древнем Риме была крупная, величественная женщина и крепкий, суровый воин, и всё, что окружало их, было достаточно простым и практичным. В том числе и обувь. Римляне носили сандалии различных моделей и башмаки со шнуровкой. Но и в Риме обувь также чётко отражала общественное положение и шилась специально для плебеев, философов или сенаторов. Представители знати, наряду с сандалиями (солеа), носили кожаные ботинки (калцеус), которые походили на сапоги, обтянутые на икрах кожаными ремнями. Красные сапоги были привилегией консулов, императоров, триумфаторов, чёрные разрешались только сенаторам, поэтому выражение «надеть кальце-ус» означало не столько обуться, сколько стать сенатором. Чем выше было положение римлянина в обществе, тем больше ремешков поддерживало его обувь. |