Техника - молодёжи 2006-11, страница 50

Техника - молодёжи 2006-11, страница 50

48 2006 №11 ТМ

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ

Гравюра Жоста Аммана «Обувщики» даёт представление о том, как изготавливалась обувь в Средние века

Башмаки с клювообразными носами. XV в. Музей обуви, г. Злин (Чехия)

Плебеи ходили в обуви, которая состояла из подошвы, привязанной к ноге одним шнурком. Деревенские жители носили высокие башмаки из сыромятной кожи.

Воины Римской республики обувались в калиги — особые кожаные сандалии, которые защищались поножами из толстой кожи или металла. Этим же словом называлась и военная служба. Один из императоров — Калигула (37 — 41 гг. н.э.) — под таким прозвищем даже вошёл в историю. Прозвище своё он получил за особое пристрастие к солдатской обуви.

Много столетий спустя калиги в виде лёгкой обуви странников, иноков, косцов и пастухов объявились на Руси, и здесь войдя в живую ткань языка. Странников в неказистых калигах стали звать каликами, а затем слово стало обозначать всех нищих и убогих.

Византия была преемницей моды античного периода и предшественницей средневековой моды. Мужчины носили закрытые сандалии и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом. У женщин в моде были башмаки из мягкой кожи белого и красного цвета. Богатые женщины позволяли себе туфельки из парчи и шелка, украшенные вышивкой и драгоценными камнями.

Женские сапожки. 1800-е гг. Музей обуви, г. Злин (Чехия)

А это наши родные «писаные валенки».

Вторая половина XIX в.

Музей этнографии народов России

МОДНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ГАЛОШИ

Долгие столетия мода на обувь изменялась мало, варьируясь вокруг различных видов сандалий, башмаков и сапог. Дизайнерский переворот случился лишь в средневековье, когда изготовители обуви стали предлагать всё больше разнообразных фасонов и деталей отделки.

Этому периоду принадлежит изобретение предшественников галош. Любители пощеголять в тонких кожаных сапогах-чулках огорчались, что европейский климат быстро портит элегантный вид обуви, тогда и придумали так называемые патины. Это было своеобразное сооружение из деревянной подошвы и ремешков, которое надевали поверх сапог. Существует мнение, что патины были также неким первообразом коньков.

В Средние века в Западной Европе появилась особая разновидность остроносой обуви — пулены. Как и в Древнем мире, она носила сословный характер: по длине носка определялась социальная принадлежность хозяина обуви. Поскольку щё-голи стремились украсить себя самыми длинными носами туфель, пока они не вытянулись до 70 см, были введены специальные указы, определявшие длину носка для каждого социального слоя. Простолю

динам, например, разрешалось 15 см, дворянам — 60 см.

Ходить в пуленах было крайне неудобно, непомерно длинные носки приходилось набивать мхом или конским волосом, а чтобы они не очень мешали при ходьбе, носки туфель пристегивались к браслету у колена. Самые рьяные модники ухитрялись прикреплять к ним колокольчики и даже зеркала, в которых можно было любоваться собственным отражением. Церковь весьма неодобрительно относилась к этим капризам моды, называя её порождением дьявола.

Абсолютная свобода в выборе обуви, как по длине, так и по ширине, царила при европейских королевских дворах. Придворные дамы не сильно задумывались об удобствах и готовы были принести любые жертвы, лишь бы не отстать от моды. Появились башмаки на высоченных деревянных подставках — цоколи. Ходить на них было ещё неудобнее, чем с длинными носами, зато цоколи отлично предохраняли от грязи, которая появлялась на городских улицах после дождя.

Громоздкие подставки делались вначале высотой в 10 см, а потом и более высокими. Модницы с трудом сохраняли равновесие, но придумали замечательный выход — они стали выходить на прогулку, опираясь на трость. Кавалеры не отставали от дам, они тоже взобрались на каблуки. А вслед появились и королевские указы, регламентирующие высоту каблука для разных сословий. Самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей.

Мужчины носили ботфорты и сапоги на высоких каблуках. Кавалеры гордо выступали, мужественно позванивая шпорами, но при этом зачастую далеко обходили дам в изяществе кружев, которыми они украшали отвороты сапог. А всё более изысканные сочетания, придумывающиеся в это время и для женской обуви, тут же становились и мужскими — цветная кожа, парча, бархат и, конечно же, банты. Как писал Мольер: «От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты, ленты».

Во Франции XVII в. стало особым шиком появиться на великосветском карнавале в разной обуви. Представьте: левая нога в сапоге со шпорой, а правая — в мягком башмаке, украшенном пышным бантом! В моду в это время вошли и знаменитые «красные каблуки». Обувь могла быть белого или чёрного цвета, но обязательно на красных каблуках или толстых пробковых подошвах, обтянутых красной кожей.

С наступлением эпохи революций Франция отвергла каблук как пережиток буржуазной моды. В мо-